Терапия людей с особыми потребностями

Ответ на присланный вопрос:

Несколько лет назад у меня диагностировали неизлечимое заболевание — состояние, при котором зрение неминуемо ухудшается. Это дало толчок развитию множества страхов: страха перед будущим, перед любыми, даже самыми простыми, задачами, перед общением с незнакомыми людьми и проч. Сейчас я рассматриваю психотерапию как один из способов со всем этим справиться, но опять же боюсь, в первую очередь, потому что не знаю, чего именно от нее ожидать. Не могли бы вы описать в самых общих чертах, как строится работа психотерапевта в подобных случаях? Я читала у вас в жж, как обычно проходят консультации — сейчас же мне интересно, существуют ли какие-то особенности терапии с инвалидами и, если да, в чем именно они заключаются.

У терапевтической работы с людьми с особыми потребностями, действительно, есть специфика. Она заключается в том, что кроме «стандартных» запросов про себя и окружающих (условно стандартных, конечно – так как все люди уникальны и их запросы тоже) – красной нитью через всю терапию проходит тема болезни/инвалидности. По сути, жизнь многих таких людей – это постоянная, неочевидная другим, борьба. Попробую перечислить то, что имеет смысл учитывать терапевту в связи с этим (немало!). Буду писать от имени клиента, чтобы не усложнять падежи и пр.

    1. Степень принятия и интеграции болезни. Промежуточные фазы: отрицание, гнев, торг, депрессия. Болезнь как часть меня, как то, что сделало меня таким, какой/ая я есть. Принятие другими людьми (в т.ч. близкими) моей болезни и меня вместе с ней.
    2. Стыд за болезнь и за её последствия, в т.ч. физические и социальные ограничения, внешний вид, психические особенности и потребности. Стыд близких людей за мою болезнь и моя реакция на это.
    3. Вина за болезнь и за её последствия, в т.ч. физические и социальные ограничения, внешний вид, психические особенности и потребности. Вина за своё «неудобство» для других. Попытки компенсировать эту вину. Вина близких людей за то, что они здоровы, а я нет, и моя реакция на это.
    4. Ощущение себя уродом, неполноценным, дефектным и пр. Ощущение, что другие люди считают меня уродом, неполноценным, дефектным и пр., и моя реакция на это.
    5. Зависть к здоровым людям или к тем, кому легче. Переживание того, что некоторые вещи никогда не будут такими, как у них.
    6. Отвращение к себе или к проявлениям болезни. К самой болезни. Отвращение других людей или возможность такого отвращения, моя реакция на это.
    7. Ощущение своей непривлекательности или непригодности для отношений в связи с болезнью или её последствиями (любые отношения – в т.ч. дружеские).
    8. Глубокое проживание своих отличий от других людей – как изнутри, так и обработка «входящих сигналов», говорящих об этих отличиях.
    9. Ощущение себя хуже других из-за болезни, недостойной, плохой. Поиск причин этого ощущения. Моя реакция на подобные сообщения или действия от других (например, дискриминацию).
    10. Всё, что связано с телом и его изменениями, связанными с болезнью. Принятие тела, любовь к нему, забота и учёт его особенностей, секс, еда, физиология. Понимание, что тело не плохое/негодное, оно просто другое.
    11. Работа с социальным прессом: поиск настоящей себя среди множества установок и ожиданий общества от человека с такой болезнью. Трудности следования своим потребностям. Реакция на вторжения и избыточную заботу/контроль от других, в т.ч. близких.
    12. Страхи и тревоги, связанные с болезнью, своей беспомощностью, взаимодействием с другими людьми, зависимостью и пр.
    13. Если болезнь не врождённая (и иногда, даже если врождённая) – то проработка травмы от неё, заживление ран, опора на ресурсы, построение «линии времени» в будущее.
    14. Копинг-стратегии и внутренняя картина болезни. Психообразовательная работа о том, как бывает и как может быть. Коррекция вредных и болезненных стратегий.

Очень много всего. Думаю, этот перечень далеко не полный, а из полного вполне может выйти целая книга. Кстати, такой подход может работать и в случае любой другой значимой темы в жизни клиента или пациента, которая связана с его самоощущением, идентичностью и которая проникает во все сферы его жизни. Если у меня есть читатели, которые имеют дело с такими темами, — попробуйте примерить эти 14 пунктов на себя, заменив слово «болезнь» на своё. Ну как? Есть что-то общее?

Что же касается чисто технических особенностей работы, например, с незрячим человеком, или с человеком в инвалидной коляске, или с глухим (так тоже бывает!) — то тут всё намного проще: конечно, терапевт не будет предлагать незрячему порисовать, а человеку на коляске — встать и походить. Терапевт обязательно подстроится к особенностям любого пациента, к тому, что ему доступно, а что нет, и будет это всегда учитывать в своих интервенциях. Ну, хороший терапевт это делает просто по умолчанию для всех.

C 8 марта!

Дорогие женщины!

Поздравляю вас с международным днём борьбы за наши права!

В этот день, сто восемь лет назад, пятнадцать тысяч женщин прошли по Нью-Йорку, требуя равенства в оплате и условиях труда. Благодаря им и другим, посвятившим жизнь феминистскому движению, многое изменилось с тех пор. У женщин появилось право голоса, право распоряжаться собой и принимать решения, право получать образование. Но многое ещё предстоит изменить, и мы с вами каждый день это делаем – для себя и для других.

Дорогие женщины! Хочу напомнить, что вы – не украшение жизни мужчин, не «слабый пол», не те, кто «должен дарить улыбки», не «услада для взора», не «королевы» и в целом – не те, кого обычно описывают в поздравлениях в этот день. Вы – обычные и не очень, сильные и не очень, уставшие и не очень, добрые и не очень. Вы разные. И каждая из вас важна – именно такая, какая есть. И у вас есть право быть такой. В этом суть сегодняшнего праздника и феминизма в целом. А вовсе не в дежурных цветах и подарках.

Так что, желаю нам всем в будущем не иметь нужды отстаивать свои права, а, наконец, дожить до мира и спокойствия! С 8 марта 🙂

Бариста Сэм с аутизмом

Познакомьтесь, это Сэм, ему 17 лет. Он — бариста в Старбаксе, а ещё у него аутизм. Поэтому он постоянно танцует во время работы. Танцы помогают сконцентрироваться, сделать всё правильно и «стравить» лишнее двигательное возбуждение.

В кадре также присутствует Крис — менеджер Старбакса, который встретил Сэма в лагере для детей с аутизмом и нанял его на работу. До этого Сэм был уверен (не без помощи «добрых» людей), что он в принципе не сможет никуда устроиться. Что его никогда не возьмут, потому что такие, как он, никому не нужны. Теперь он — звезда не только Старбакса, но и Ютуба.

По-моему, Сэм абсолютно прекрасен

А вот фрагмент шоу Эллен ДеДженерес с Сэмом и Крисом в качестве гостей. Запаситесь носовыми платками! Очень сильные эмоции.