Медицинская система РФ и как в ней уцелеть. Глава 4. Как, чему и почему учат врачей в России


«То, что мы принимали за оргазм, оказалось астмой»
(цитата из анекдота)

Ещё один фактор, влияющий на текущее положение дел и на сложившуюся систему взаимодействий пациентов и врачей, и, в каком-то смысле, даже закладывающий основы всех остальных – это неадекватность отечественного медицинского образования. Да, к сожалению – неадекватность. Образование, получаемое врачами в РФ, уже несколько десятилетий не выдерживает никакой конкуренции на мировом уровне. Почему? Как так?

1. Сроки учёбы.

Обучение врача от первого дня студенчества и до сертификации занимает 7 лет, из которых последний год – работа. Этого слишком мало, чтобы врач был достаточно обучен и натренирован; фактически, это самый минимальный минимум для базовых специальностей, натянутый на все остальные специальности (и то, я бы поспорила насчёт кажущейся простоты базовых). Государственная программа искусственно укорочена (с 8-10 лет в развитых странах, для некоторых специальностей — дольше), а вузы являются её заложниками. В программе нет критично нужных современному врачу предметов (медицинский английский, компьютерные программы и приложения, ориентировка в публикациях по своей области, психология пациента и т.д.), зато есть предметы из «стандарта высшего образования» вроде экономики и философии. Это приводит к тому, что студентов, умеющих, в основном, хорошо учиться, эта система выбрасывает в жизнь неготовыми к работе, и они вынужденно начинают тренироваться на живых людях.

Читать далее

Философский смысл сказки «Белоснежка и семь гномов» (Snowwhite)

Был обычный зимний день. Молодая королева сидела у окна и вышивала цветочный узор иголкой из чёрного эбонита*. Заглядевшись на пургу за окном, она нечаянно уколола себе палец, и три капли крови упали на снег. Королева залюбовалась сочетанием цветов – чёрного, белого и алого – и подумала: вот бы родилась у неё девочка с кожей белой, как снег, волосами чёрными, как эбонит, и щеками румяными, как кровь…

*по другой версии – чёрными были пяльца, или даже рама у окна


Как же давно мне хотелось сделать интерпретацию этой сказки! Тут есть всё, что я люблю – и символика цветов, и символика чисел, и изобилие персонажей, и действия, и предметы. Приступим же скорее 🙂

Без сомнения, сцена с вышиванием, описанная в начале сказки, — про секс, как начало всего. Цветок, в который вонзается эбонитовый жезл 🙂 чёрная игла, три капли красной крови как символ страсти и чувственности, белый снег – как символ невинности и чистоты, и наконец, мысли о ребёнке как итог. Дитя, сочетающее все три цветокачества, вскоре и появляется – тогда-то и начинается самое интересное.

Я думаю, что все персонажи этой сказки – части одного «Я», взаимодействующие между собой; в разные жизненные периоды и с разными задачами. Мы имеем дело с историей о развитии и взрослении. Не самой простой историей, надо сказать.

Читать далее

10 вещей, которые мамы-феминистки делают иначе

Мамы бывают разные. Домохозяйки, работающие, современные, неформальные, адепты естественного родительства, сторонницы домашнего обучения. Бывают мамы тревожные, следящие за каждым шагом своих чад. Честно говоря, наверняка где-то есть ещё и мамы, которые выбирают  принципы воспитания детей на основе просмотра «Доктора Кто» или чего-то подобного, потому что — почему бы и нет, чёрт возьми? Каждая мама знает, что лучше всего подойдет ее семье и детям, и может воспитывать их по своему усмотрению.

Сегодня я хочу поговорить об особенных мамах: мамах-феминистках. Они мне близки и понятны, возможно, потому что я сама — одна из них, и, если бы мне пришлось выбирать, к какой категории я себя отношу, я бы выбрала именно эту группу.  Это не закрытая группа, мамы-домохозяйки и разные другие мамы, перечисленные выше, одновременно могут быть феминистками. Но, в отличие от других групп, мы осознаем и придаем особое значение тому, как сексизм и патриархат находят отражение в каждом аспекте нашей культуры. Мамы-феминистки воспитывают детей так, чтобы дети тоже это замечали и были готовы изменить существующий порядок вещей.

Другими словами, мамы-феминистки — это ужасные матери, которые растят ужасных детей, и кое-что делают совсем иначе.

Что именно?

1. Мы не придерживаемся гендерных норм

Ваш сын хочет играть в куклы и носить розовые кроссовки, а ваша дочь — катать машинки и повсюду ходить в костюме динозавра? Отлично! Мамы-феминистки знают, что гендер — это социальный конструкт, и не собираются ограничивать своих малышей «их природной стороной» половой бинарности — а также пугаться, если дети ей не соответствуют. (По моему скромному мнению, эти нормы вообще не важны).

2. Мы тщательно выбираем прилагательные для описания качеств наших детей или похвалы
Читать далее

Ложные обвинения в изнасиловании. Статистика и общественное мнение

The Guardian (оригинал тут, перевод мой) пишет, что безосновательная убеждённость в том, что ложные обвинения в изнасилованиях или в домашнем насилии встречаются часто, может влиять на работу полиции и других служб по расследованию таких дел, а также на общественное мнение.

Согласно опубликованному исследованию Королевской службы обвинения (Crown Prosecution Service, CPS) по Англии и Уэльсу, за 17 месяцев 2011 и 2012 года было рассмотрено 5651 заявлений об изнасиловании и 111891 заявлений о домашнем насилии. Из них 44 заявления были признаны ложными (35 по изнасилованиям, 6 по домашнему насилию и 3, включавших оба пункта).

Кейр Стармер, работавший в то время в должности главного прокурора этой службы, так прокомментировал данные:

«Люди понимают разрушительный эффект ложных обвинений и одновременно предполагают, что на самом деле их гораздо больше, чем показано в этом исследовании. По правда сказать, общепринятое мнение – что ложных обвинений хоть отбавляй, поэтому «нужно относиться к любому такому делу с осторожностью». Но почему-то это приводит не к более строгой проверке каждого заявления, а в основном к несправедливости по отношению к жертвам, их преследованию и оскорблениям. Мы должны упорно добиваться развеивания подобных вредных мифов и стереотипов, поскольку жертвы не должны чувствовать сопротивления, когда хотят заявить о случившемся.

Общеизвестно, что уровень домашнего насилия постоянно растёт. Например, согласно опубликованной статистике за последние 3 месяца 2012 года, количество подобных преступлений возросло на 11%. Согласно мнению экспертов, особая группа риска для этих преступлений – девочки 16-19 лет. Мы наблюдаем тенденцию появления целого поколения детей, которые выросли в атмосфере абьюза. У меня нет оснований думать, что эта тенденция будет меняться в ближайшем будущем.

Я хочу отдельно акцентировать, что факты, что кто-то не стал подавать заявление и обращаться за помощью; а также факты повторных заявлений от человека, часто становящегося жертвой, сами по себе не значат, что преступления не было и заявителю не нужно верить. В опубликованном исследовании указывается, что повторные случаи часто связаны с особой уязвимостью и психическими особенностями жертвы (в т.ч. последствиями предыдущих случаев), что приводит её к ситуации опасности снова и снова, в связи с чем риск снова оказаться жертвой изнасилования или домашнего насилия у неё существенно выше, чем у других людей.

Ложные обвинения могут разрушить жизнь и репутацию, поэтому должны тщательно расследоваться. Нужно сформировать у общества уверенность, что авторы ложных обвинений – в случае очевидных доказательств — сами станут обвиняемыми, и что уголовно-исполнительная система сделает всё, что для этого нужно».

Из 159 подозреваемых по делам в опубликованном исследовании о ложных обвинениях было 92% женщин. Почти половина из них были несовершеннолетние. Интересно, что в 38% начальное ложное заявление об изнасиловании или домашнем насилии было подано не самой «жертвой», а другим человеком (обычно, родителем). Часто «жертвы» впоследствии признавались, что в какой-то момент ситуация выходила из-под контроля и они уже ничего не могли сделать, чтобы остановить уголовную систему.

Переведу также несколько комментариев к материалу с сайта The Guardian:

Читать далее

Медицинская система РФ и как в ней уцелеть. Глава 3. Дети и родители, пациенты и врачи — что общего?

Чтобы разобрать этот вопрос, нам, прежде всего, понадобится прояснить значение терминов «перенос» и «контрперенос». Человеку, не знакомому с психологией и психотерапией, они обычно неизвестны. Но для понимания механизма отношений между врачом и пациентом — очень важны. Перенос (transference) – это бессознательное перенесение чувств и отношений из прошлого на ситуацию или на человека в настоящем. Перенос случается по принципу «удочки»: что-то из текущего напоминает нам фрагмент прошлого опыта – человек, ситуация, действие. На это похожее, как на крючок, из глубин памяти подцепляется весь клубок связанных переживаний, и картинка настоящего достраивается уже ими, замещая некоторые части того, что происходит здесь и сейчас. Поэтому обычно перенос не соответствует реальности, как минимум, частично. Процесс переноса неосознанный, человек невольно переносит то, в чём он нуждается или чего ждёт/хочет/боится. Он пытается натянуть этот клубок ожиданий, своего рода «платье» — на ситуацию, на отношения или на партнёра. Бессознательно предполагается, что второй участник ситуации это «платье» наденет – и примет на себя комплементарную роль (т.е., будет соответствовать ожиданиям). Читать далее