Моя любимая жена в психушке

С разрешения Марка Лукача мы перевели известную историю My Lovely Wife in the Psych Ward, написанную им про свою жену. Она очень пронзительная, страшная, и в то же время духоподъёмная — насколько это может быть в таких условиях. Она очень-очень про любовь, и про отношения, и про то, что за любым диагнозом — Человек. Мне кажется, это очень важное чтение, оно всё показывает как есть, без прикрас и без лишних реверансов.

Мы встретились, когда нам было по 18. Мы поженились, когда нам было по 24. Когда нам исполнилось по 27, я отвез свою жену в психиатрическое отделение — впервые.

(Марк Лукаш, 12 января 2015 г.)

Когда я впервые увидел свою будущую жену, идущую по кампусу Джорджтауна, я глупо крикнул Buongiourno Principessa! Она была итальянкой – шикарной, и слишком хорошей для меня, но я был бесстрашен и, к тому же, влюбился буквально сразу. Мы жили в одном общежитии для новичков. Ее улыбка была bello come il sole (прекрасна как солнце) – я сразу же немного выучил итальянский, чтобы произвести на неё впечатление – и через месяц мы стали парой. Она заходила ко мне в комнату, чтобы разбудить меня, когда я просыпал занятия; я привязывал розы к её двери. У неё был прекрасный средний балл; у меня был ирокез и лонгборд Sector 9. Мы были в восторге от того, как это потрясающе — ты любишь, и тебе отвечают взаимностью.

Через два года после окончания университета мы поженились, нам было всего по 24 года, многие из наших друзей всё ещё искали свою первую работу. Мы упаковали свои пожитки в общий фургон и сказали водителю: «Езжай в Сан-Франциско. Адрес мы тебе дадим, когда сами будем знать его».

У Джулии был определенный жизненный план: стать директором по маркетингу в компании, связанной с модой, и родить троих детей до 35 лет. Мои цели были менее жёсткими: я хотел заниматься боди-серфингом в волнах Океанского пляжа Сан-Франциско и наслаждаться работой преподавателя истории в старшей школе и тренера по футболу и плаванью. Джулия была собранной и практичной. Моя голова часто была в облаках, если не была погружена в воду. Через несколько лет брака мы заговорили о рождении первого из наших троих детей. К третьей годовщине свадьбы наша пленительная юность трансформировалась в пленительную зрелость. Джулия добилась работы своей мечты.

Именно здесь заканчивается чудесная сказка о любви.

Читать далее

Кое-что про ослика Иа

Есть одна важная вещь про ослика Иа. Несмотря на то, что он совершенно очевидный невротик и находится в глубокой депрессии, его друзья не бросают его. Они продолжают его приглашать в гости, на прогулки и посиделки, сами постоянно ходят к нему, дарят ему подарки и пр. И при этом никогда не ждут, что он будет притворяться счастливым, и не просят его немедленно прекратить нытьё и сделать что-нибудь. Наверное, они просто любят его, и принимают любым — вот и всё.


Всем Осликам желаю того же!

Моральный кодекс невротика

1. Чтобы быть счастливым, я должен быть удачливым во всех своих начинаниях.
2. Чтобы я мог чувствовать себя счастливым, меня должны любить (принимать, восхищаться) все и всегда.
3. Если я допускаю ошибку, значит, я глупый.
4. Если я не достиг вершины, то потерпел провал.
5. Как чудесно быть популярным, известным, богатым; как ужасно быть обычным, посредственным человеком.
6. Моя ценность как личности определяется тем, что думают обо мне другие люди.
7. Я не могу жить без любви. Если мой муж (жена, ребенок, любовник, начальник) меня не любят, я ни на что не годен, я ничтожество.
8. Если кто-то со мной не соглашается, значит, он не любит меня.

Поэтому …
— я должен быть самым щедрым, тактичным, благородным, мужественным, самоотверженным и красивым.
— я должен быть идеальным любовником, другом, родителем, учителем, студентом, супругом.
— я должен справляться с любыми затруднениями легко и с полным самообладанием.
— я должен всегда уметь быстро найти решение любой проблемы.
— я никогда не должен страдать; я всегда должен быть счастливым и безмятежным.
— я должен все знать, понимать и предвидеть.
— я должен всегда владеть собой и управлять своими чувствами.
— я всегда должен считать виновным себя; я не имею права причинять боль никогда и никому.
— я никогда не должен испытывать усталости и боли.
— я должен быть всегда на пике эффективности.

(Аарон Бек, американский психиатр,

основоположник когнитивной поведенческой терапии,

почетный профессор на кафедре психиатрии в Университете Пенсильвании).

16 элементов психического здоровья

Старый-престарый список элементов психического здоровья от Нэнси Мак-Вильямс (источник). Полезно время от времени сверяться, особенно если вы в терапии, и каких-то пунктов у вас пока нет. Бывает интересно видеть, как они появляются, постепенно прорастая.

  1. Способность любить. Способность вовлекаться в отношения, открываться Другому человеку. Любить его таким, какой он есть: со всеми недостатками и достоинствами. Без идеализации и обесценивания. Это способность отдавать, а не брать. Это касается и родительской любви к детям, и партнерской любви между мужчиной и женщиной.
  2. Способность работать. Это касается не только профессии. Это в первую очередь о способности создавать и творить то, что ценно для человека, семьи, общества. Людям важно осознавать, что то, что они делают, имеет смысл и значение и для Других. Это способность привносить в мир что-то новое, творческий потенциал. Подростки часто испытывают сложность в этом.
  3. Способность играть. Здесь речь идет как о прямом смысле «игры» у детей, так и о способности взрослых людей «играть» словами, символами. Это возможность использовать метафоры, иносказания, юмор, символизировать свой опыт и получать от этого удовольствие. Нэнси Мак-Вильямс приводит исследование эстонско-американского психолога Jaak Panksepp, который доказал, что игра имеет большое значение для развития мозга. Он писал, что молодые животные часто играют, используя телесный контакт, и это является важным и значимым для их развития. При этом если животным не позволить играть один день, то на следующий день они будут играть с двойным усердием. Ученый провел аналогию с людьми и сделал вывод, что возможно, гиперактивность у детей — это следствие недостатка игры. Кроме того в современном обществе наблюдается общая тенденция к тому, что мы перестает играть. Наши игры из «активных» превращаются в «отстраненно-наблюдательные». Мы все меньше сами танцуем, поем, занимаемся спортом, все больше наблюдая за тем, как это делают другие. Интересно, какие это несет последствия для психического здоровья?..
  4. Читать далее