О связи терпимости к боли и количества социальных связей

Попалась интересная статья о том, что есть связь между терпимостью к боли и количеством отношений, которые человек поддерживает (т.е. размером его социальной сети). Люди с высокой терпимостью к боли имели более широкую социальную сеть, т.е. были вовлечены в большее количество регулярно поддерживаемых отношений. Вероятно, μ-опиоидная система вовлечена в управление нашей социальной активностью (в том числе). В общем, проглядите — вот ссылка (английский язык).

Боль и её взаимосвязь с психическим состоянием — вообще хорошая тема. Вы знаете, что наилучшим эффектом при суицидальных мыслях и намерениях обладают вовсе не антидепрессанты, а именно опиатные обезболивающие? Они не убирают причину, но от них людям становится легче и они получают время на обращение за помощью. Этот эффект уже достоверно выявлен и сейчас изучается. Имеет смысл запомнить и рассказать другим — возможно, пригодится когда-нибудь.

Вот ещё хорошая ссылка про физическую и душевную боль (русский язык).

10 фактов об атеистах

Статья «10 фактов об атеистах«, по данным опросов 2014 года, проведённым в США. Много любопытных фактов, например:

— количество людей, твёрдо называющих себя атеистами и агностиками, за период 2007-2014 гг. удвоилось и достигло 6%;
— атеисты и агностики в среднем молоды (30-34 года), более образованы (43%, как минимум, закончили колледж), склонны к либерально-демократическим политическим взглядам (69%), на 2/3 это мужчины и, как правило, белые. Более 90% атеистов поддерживают однополые браки и право на аборты;
— всего 9% атеистов регулярно делятся с другими людьми своими взглядами на существование бога и на религию, против 26% верующих (любая конфессия);
— при появлении вопросов или сложностей 32% атеистов за ответами обращаются, в первую очередь, к науке, 43% — к здравому смыслу, логике и опыту;
— большинство атеистов уверены, что для того, чтобы иметь развитую мораль и этику, религия не требуется (что логично, они же атеисты);
— атеистов не любят гораздо больше, чем многих верующих: 51% избирателей точно не поддержали бы атеиста-кандидата на выборах (и, кстати, среди членов Конгресса США нет ни одного атеиста! Совпадение? Не думаю:). По 100-балльной «шкале тёплых чувств» атеистов поставили на соседнее место с мусульманами, в то время как католики, иудеи и пр. оказались на треть впереди.

Остальные факты по ссылке. Атеисты/агностики есть? Как вам кажется, правдиво звучит?

Если кто-то располагает такими же фактами про верующих, пожалуйста, делитесь. Лично я читала исследование, согласно которому практика молитвы улучшает качество жизни и самочувствие, снижает стресс и пр.

Пурпурно-красная шкала сексуального влечения

Перевела любопытную шкалу, созданную на основе старой и всем известной шкалы сексуальной ориентации Kinsey. Знакомьтесь, это «Пурпурно-красная шкала влечения», автор Langdon Parks. Он, будучи асексуалом, понял, что выпадает из всех стандартных инструментов оценки сексуальности, и ввёл вторую переменную — тип влечения, т.е. уровень сексуального драйва.

Полный размер — по клику на картинку или тут по ссылке.

Считается, что полных асексуалов (тип А) около 1%. А вот тех, кто попадает между А и D, наверняка гораздо больше. Вообще мне, как терапевту, интересно размышлять над этими градациями в контексте социальной нормы, гендера, и в контексте взросления и созревания психики. Т.е., например, соответствует ли тип Е (первичная сексуальность) зрелости, или не всё так просто. И разрешено ли в нашем обществе не хотеть секса, и как эти нормы отличаются для мужчин и женщин.
Читать далее

Все мои трещинки. Новая статья обо мне на Wonderzine

Вчера вышла большая и подробная статья про меня на Wonderzine, полностью по клику на текст и картинку. Избранные кусочки:

«Мама, я хочу, чтобы у меня были такие же руки! Твоя кожа очень красивая, а у меня совсем не такая!» — девятилетняя дочь пришла будить меня в это ленивое воскресное утро, залезла на кровать и тискает мою руку, пока я пытаюсь проснуться.

— Бывает, что мама и дочка в чём-то не похожи, заяц, но это же не значит, что только одна красивая, а вторая нет. У тебя тоже очень красивая кожа, смотри. Такая гладкая. Мне очень нравится, — я беру её тёплую лапку в свою и целую каждый пальчик.

Если бы этот диалог мог слышать кто-то посторонний, то он бы, наверное, растерялся. Моя дочь — блондинка, обладательница здоровой и гладкой кожи светло-золотистого оттенка. Мои же руки для большинства незнакомых людей, так сказать, не выглядят пределом мечтаний. Тем не менее в нашем диалоге всё верно: дочка каждый день видит, что я счастлива, довольна жизнью и рада отражению в зеркале. Конечно, ей хочется быть такой же! Даже если это для кого-то звучит немного неожиданно.

Лет пятнадцать назад, будь у меня дочь и скажи она что-то в таком духе, я бы абсолютно точно отреагировала иначе. Пришла бы в ужас и стыд, возможно, разозлилась бы. Стала бы отговаривать: «Ты что, разве могут такие руки и такая кожа быть красивой? Какое счастье, что ты на меня не похожа! Ты здорова!» Тем самым я, конечно, давала бы ей понять: не стоит хотеть быть мной, мной быть так плохо, что я и сама не хочу. Хорошо, что сегодня я так уже не думаю. Многое изменилось, и сегодня мне просто тепло и приятно от её слов, без всяких дополнительных мыслей. Кроме, пожалуй, этой: ей нужно быть похожей на меня только в одном — в отношении к себе. И тогда всё будет хорошо.