Как разговаривать с детьми о Кемерово. Мануал

Проблема с бессилием и горем такого масштаба в том, что сделать, как правило, ничего уже нельзя. От этого заливает чувствами так, что трудно дышать. Когда мне трудно дышать, я ищу заземления. Спокойные и чёткие инструкции о том, как на эту тему разговаривать с детьми – хорошее заземление. Предлагаю этот метод и вам. Потому что разговаривать, похоже, так или иначе придётся. Не об этом – так о чём-нибудь другом.

В отличие от многих других разговоров, этот разговор нельзя назвать прямо уж обязательным для всех детей. Если вокруг вас в данный момент всё относительно мирно и спокойно, если ребёнок вообще не смотрит телевизор и новости, если ему неоткуда услышать про трагедию – то, возможно, у вас не будет нужды в объяснениях прямо сейчас. Но момент, когда нужно будет поговорить, рано или поздно наступит. Опросы показывают, что даже дети, которым узнавать о трагедиях неоткуда, как-то ухитряются что-то узнать. Возможно, слышат обрывки разговоров взрослых, возможно, читают про непонятные им события в интернете. Возможно, что-то им рассказывают другие дети, узнавшие неизвестно где и неизвестно что. В общем, не угадаешь.

Ещё одна проблема в том, что любая информация о чём-то угрожающем выглядит в глазах ребёнка жутко и пугающе. Да мы и сами-то дико пугаемся и впадаем в эмоциональный паралич, даже если нас лично ничего не касается — что уж говорить о детях! Поэтому лучше всё же поговорить, так как дети чувствуют наши переживания в любом случае, и лучше дать объяснения. А в каких-то ситуациях говорить нужно обязательно, чтобы снизить риск психологической травмы и дать выход тревоге. Например, если что-то случилось рядом, если ребёнок услышал что-то и не может с этим справиться, если что-то произошло со знакомыми или родственниками – во всех этих случаях этот мануал вам поможет сориентироваться.

Как понять, надо говорить прямо сейчас или нет?

Попробуйте прозондировать почву – задайте несколько вопросов типа:

  • Слышал/а ли ты что-то о…?
  • Что ты и твои друзья думаете о том, что происходит в …?
  • Ты случайно не в курсе, что произошло в …?
  • Ты знаешь, что такое …?
  • А вот мы с тобой смотрели фильм про…, что ты думаешь о…?

Из ответов попробуйте составить общую картину:

а) что ребёнок действительно знает?

б) думает, что знает, но на самом деле не знает или понимает неправильно?

в) какие у него/неё есть вопросы, неясности и тревоги?

Если ответы говорят о полном неведении ребёнка, и его/её явно ничего не беспокоит, то можно пока что дальше не продолжать. Если ваши вопросы вызвали любопытство — пообещайте объяснить потом, либо скажите, что это пока не очень важно, вы просто хотели уточнить, кто что знает, так как ничего не знаете сам/а. После этого можете отложить разговор на какое-то время. Если же при ответах явно есть какое-то напряжение, или вы слышите разные фантастические версии и объяснения, почерпнутые непонятно откуда, то это подходящий момент, чтобы аккуратно что-нибудь рассказать. Не волнуйтесь, вы не напугаете ребёнка ещё больше – скорее наоборот, дети очень боятся, когда есть ощущение, что тема запретная, и её нужно обходить молчанием. Так что любые разговоры в этой ситуации будут лучше, чем их отсутствие.

Что делать и чего не делать

  • Пожалуйста, не старайтесь защитить детей, скрывая от них и свою реакцию, и факты (что погибло много людей). Задача родителей в таких ситуациях, когда уже ясно, что что-то страшное произошло – показать детям, что они умеют как-то с таким справляться. Может быть, не идеально, не очень хорошо – но умеют. Так что ваши горе и грусть – адекватная реакция, слёзы – адекватная реакция, даже тревога – адекватная реакция и всё это можно показывать ребёнку, если вы справляетесь. Так вы сможете дать образец эмпатии и в то же время самоподдержки.
  • При обсуждении любой темы не забывайте постоянно заверять ребёнка, что он/а и вся ваша семья живёт вне опасной зоны, и не находится прямо сейчас в опасности. Скажите, что большие беды случаются редко, и лично у вас с семьёй очень маленькие шансы столкнуться с чем-то таким. Увы, сами дети до этой мысли додумываются не всегда и могут подолгу бояться, например, что пожар (или другое угрожающее событие) случится у них дома или в школе.
  • Пользуйтесь подручными материалами, например, глобусом или картой мира/России, чтобы сразу найти на ней место, где всё это произошло (заодно ребёнок ещё раз увидит, что это достаточно далеко от вас). В качестве других подручных материалов подходят средства первой помощи (показать, поиграть), противогаз (если есть) и другие. Если у вас дома есть оружие, не стоит использовать его как подручное средство! Только безопасные предметы.
  • Если вы видите или чувствуете, что ребёнку некомфортно обсуждать эти темы, временно сворачивайте на смежные – на обсуждение правил противопожарной безопасности, на игры в эвакуацию и пожарных, на рисование и т.д.
  • Этот разговор, так же, как и большинство других, будет сильно растянут во времени. Ребёнок может долго-долго обрабатывать информацию, а потом задать новый вопрос, в любое (обычно очень неподходящее) время. Это нормально, и если вам не хочется объяснять всё это в переполненном автобусе – пообещайте вернуться к теме чуть позже, дома (и обязательно сдержите обещание).
  • Не надо сразу рассказывать всё, что знаете, следуйте за вопросами ребёнка. Адаптируйте свои ответы в зависимости от вопросов, и давайте возможность прояснять и уточнять. Если в вопросе ребёнка содержится явное искажение фактов, сначала мягко скорректируйте его. Если это прямой вопрос «Что такое…?», то ответ должен быть точным, кратким и по возможности безэмоциональным. Если у вас есть подозрения, что вопрос задан не просто так, и под ним есть ещё какой-то вопрос или чувство – сначала уточните контекст.
  • Совершенно точно не стоит объявлять возникающие вопросы ребёнка глупыми, нелогичными или неважными.

Про что в основном нужно разговаривать?

Потенциальных будущих тем для обсуждения, кроме непосредственно случившегося в Кемерово (это п. 1), довольно много, ниже я перечисляю основные. Вам нужно будет выбрать из них то, о чём есть вопросы, неясности или тревоги у детей, или что-то актуальное на сегодня.

Например:

  1. Про трагедии с большим количеством жертв. К сожалению, кроме пожаров, человечество продолжает сталкиваться с последствиями и других катастроф, трагедий и природных явлений. Падают самолёты, сходят лавины и цунами, рушатся здания и взрываются заводы. Обычно при этом нет умысла или чьего-то намерения (как в п. 2-5), но всё равно погибает много людей, иногда по несколько сотен или тысяч. Шаблон рассказа будет чуть ниже в разделе «Теория по каждому из пунктов».
  2. Про войны. Реалии нашего современного мира таковы, что, к счастью, человечество закончило с мировыми войнами, однако, вооруженные конфликты и локальные столкновения по разным поводам всё ещё есть. Поэтому вам нужно будет немного пояснить про войны с исторической точки зрения, и объяснить, как это выглядит сейчас и почему происходит. Не забыть заверить, что лично вам и вашей семье война не грозит.
  3. Про оружие. Ситуации массовой стрельбы в некоторых странах вынуждают нас проговаривать и эту тему, несмотря на то, что в России нет свободного ношения оружия. К оружию можно отнести также и бомбы, и вообще всю основную военную технику и оборудование, которые сейчас существуют (понятно, что не нужно устраивать уроки военной обороны, но общее представление дать было бы неплохо, тем более, что ребёнок, скорее всего, видит военные парады на 9 мая или, по крайней мере, знает о них).
  4. Про насилие и преступления. Здесь важно обрисовать общую идею: того, что в каждой стране есть законы, охраняющие жизнь, здоровье и имущество её граждан, и есть люди, которые не соблюдают эти законы по разным причинам. Рассмотреть основные виды преступлений (лучше взять не самые тяжёлые, а, скорее, те, с которыми больше всего шансов столкнуться – вроде воровства).
  5. Про терроризм. И снова грустно, что наша ежедневная жизнь не даёт нам возможности обойти вниманием это явление. Придётся рассказывать. Не вдавайтесь слишком сильно в подробности, чтобы не напугать ребёнка ещё больше, дайте лишь общую канву. Очень важно не уклоняться в сторону дискриминации ислама и мусульман, или, например, арабов как главных источников зла и насилия на планете (сейчас это модный тренд). Дети легко подхватят эту идею за вами, но она не соответствует действительности, и потом у них могут быть сложности из-за таких высказываний, поэтому дайте им, по возможности, судить обо всём самим.

Общая цель разговора – не просто информировать детей, но, скорее, помочь им справиться со страхами, непонятными моментами и вопросами, которые у них уже появились. Эти страхи и непонятности могут выглядеть очень причудливо — например, «торговые центры и высокие здания постоянно горят, поэтому в них страшно находиться». Поэтому нужно будет уделить время их прояснению.

Для детей постарше и для подростков цели разговора могут быть ещё и образовательными: чтобы они понимали правила поведения при каких-то ситуациях, чтобы понимали варианты действий на всех доступных им уровнях; чтобы они знали о разного рода проблемах, с которыми могут столкнуться и т.д.

До какой степени подробности пояснять?

Точного ответа на этот вопрос нет, всё зависит от вас и ребёнка, от ваших ценностей и вашей точки зрения на всю эту тему в целом, от реакции ребёнка на разговор и пр. Какие-то дети заинтересуются, например, темой пожаротушения (кстати, вовсе не обязательно это должны быть мальчики) и с удовольствием послушают всё, что вы им скажете, а потом ещё и сами погуглят и вам расскажут. Какие-то дети останутся к этому совершенно равнодушны. Некоторым детям будет страшно и некомфортно разговаривать вообще про всё подряд, и вам придётся дать им буквально самый минимум информации. В конце концов, лично вы тоже имеете право решать, что адекватно рассказывать ребёнку, а что нет – и будете правы, потому что вы лучше знаете своего ребёнка, чем его/её знаю я.

В целом, большинство психологов сходятся в том, что не надо знакомить детей со страшными подробностями – кого где заперли, как именно кто погиб, кто куда ушёл и кого оставил, сколько человек прыгали из окон и пр. Это и взрослые-то не все в состоянии обработать без травматизации, а дети тем более. Также не стоит пытаться объяснять политические проблемы в стране со взрослой точки зрения, и давать информацию, которую они никак не могут использовать, и которая им непонятна. Лучше, наверное, в такие моменты говорить что-то вроде «Я точно не знаю, надо подумать».

У ребёнка может быть довольно сильная эмоциональная реакция на ваши ответы – например, он/а может выражать свою злость на виновников пожара или на государство, может расстроиться из-за того, что люди умирают, может размышлять о сложных этических проблемах массовых трагедий. Это, в целом, нормально. Мы все сильно реагируем на темы, связанные со смертью и страданием, особенно, когда речь о десятках и сотнях людей, среди которых есть дети. И наши дети делают то же самое в соответствии с возрастом и уровнем их эмоционального развития. Не нужно делать ничего специального, если вы видите яркий эмоциональный ответ ребёнка – просто будьте рядом и признавайте, что такие чувства имеют право быть, и вы тоже чувствуете что-то похожее.

Теория по каждому из пунктов

1. Трагедии с большим количеством жертв.

Иногда что-то идёт не так, как должно. Например, в природе всё должно идти хорошо – солнце должно всходить и заходить, море и океан – приливать и отливать, растения должны расти, земля должна быть твёрдой и так далее, но так бывает не всегда. Где-то образуется слишком много воды, или снега, или тепла, и это может быть опасно для людей. Это называется природная катастрофа. Например, когда трясётся земля – это называется землетрясение. Когда образуется слишком большая волна – это называется цунами. Слишком сильный ветер – тайфун или смерч. Слишком много снега, который сползает вниз по горе – лавина. Часто от природных катастроф погибает или страдает сразу много людей, которые живут рядом с этим местом, потому что они не успевают никуда спрятаться или уехать.

Иногда и у самих людей не всё идёт гладко. Обычно есть определённые правила, мы все их соблюдаем, чтобы ничего плохого с нами не случилось. Например, не играем со спичками и с ножами, не стоим на краю обрыва и так далее. Это называется техника безопасности. Такие же правила есть и не только для нас лично, но почти для всего – для домов, для поведения на работе, и для остального. Но эти правила, к сожалению, соблюдаются не всегда. От этого могут тоже случаться катастрофы, но они уже не природные, потому что возникли из-за людей. Например, кто-то что-то где-то забыл опасное выключить, или безопасное включить, или не потушил костёр в лесу, или не проследил, чтобы всё шло по плану на работе. И тогда что-то может загореться, лопнуть, взорваться или протечь, и может пострадать много других людей. Как правило, никто не хочет, чтобы случилась катастрофа, но люди могут что-то забыть, или быть глупыми, или быть пьяными. Иногда даже бывает много глупых людей в одном месте. И тогда катастрофа случается.

Когда погибает много людей – это очень несправедливо, и грустно, и тяжело. Мне тоже очень грустно сейчас, потому что в этом пожаре погибло много людей. Когда многим  людям тяжело, им обычно легче грустить и горевать вместе. Для этого люди могут делать разные вещи – например, отнести цветы и игрушки на то место, где произошла трагедия, или послать что-то тем, кто пострадал, или как-то показать своё горе другим – привязать чёрную ленточку или поставить свечку вместо своей фотографии в социальных сетях. Ты тоже можешь что-то сделать, если хочешь. В некоторых странах горюют вообще всей страной – для этого объявляется день грусти, он называется национальный траур, и развлечения на это время отменяются. 

2. Войны.

Иногда люди бывают друг с другом не согласны, и тогда они ссорятся или даже дерутся. Война – это то же самое, только между большими группами людей, вплоть до целых стран. И они не просто дерутся, но применяют оружие и разную военную технику, чтобы таким образом напугать или убить как можно больше людей. Группы людей и страны воюют, потому что у них есть какой-нибудь спор, и они не могут или не хотят разобраться мирно. Споры могут быть о разном: о том, кому принадлежит какая-то территория, о каких-то различиях, о чём-то очень ценном для обоих воюющих сторон. Обычно в войне участвует армия – это группа людей, которые специально учатся воевать: стрелять, бегать, прыгать, водить танки и т.д. Те, кто состоит в армии, называются солдаты. Армия есть почти у каждой страны, на случай, если будет война.

Раньше войн было очень много, потому что группы людей плохо умели договариваться и почти все вопросы пытались решить силой. Поэтому в истории человечества были целые десятилетия, когда разные страны и территории постоянно воевали. Сейчас войн мало, и каждая война – это проблема, потому что в ней погибают люди, и это очень страшно для всех.

Если в войне участвует мало стран (две, три), — то она называется локальной, то есть, на конкретном месте. Иногда в войну втягиваются очень много стран, почти весь мир – такие войны называют мировыми. Пока было две мировых войны. Во второй мировой войне участвовала Россия (поэтому эта война также называется Великая Отечественная – потому что пойти в каждой семье есть дедушка или бабушка, которые тогда воевали). Россия и некоторые другие страны вместе смогли победить в этой войне. 9 мая каждый год отмечается день победы. Это не очень весёлый день, потому что в той войне погибло очень много людей, и многие семьи остались без пап, сыновей, дочерей.

3. Оружие.

Люди ссорились и воевали всегда. Сначала у них были только когти, зубы и кулаки. Потом появились палки, которыми можно было друг друга дубасить. Можно сказать, что это было самое первое оружие, хотя оно было довольно ненадёжное – ведь палку очень легко сломать, и ею трудно кого-то убить. Но время шло, люди развивались, стали использовать железо. Железо и сплавы металлов дали людям возможность создавать другое оружие, более твёрдое и тяжёлое, которое не так-то просто было сломать, и которое убивало гораздо быстрее палки. Например, меч или копьё. Потом люди изобрели порох, и смогли создавать оружие, которое стреляет: пушки, пистолеты и ружья. Они стали прикреплять оружие на машины и самолёты, чтобы оно доехало к месту войны. Тогда же появились и первые бомбы – такие штуки, которые взрываются сами, если их куда-нибудь положить или забросить. Стреляющее оружие, военные машины и бомбы могут убивать сразу много людей. Потом люди открыли ядерную реакцию и много разных других интересных штук, из них получились ещё разные виды оружия, которыми, наверное, можно убить сразу целые страны.

Оружие обычно используют солдаты во время войн, а когда войны нет, то оружие есть только у небольшого количества людей – охотников, тех кто служит в армии, полицейских. Но есть страны, где оружие может купить в магазине почти каждый взрослый человек, даже если войны сейчас нет. Некоторые из этих людей, покупающих себе оружие в магазине, потом начинают стрелять из него, и могут так убить мирных людей.

4. Насилие и преступления.

Чтобы люди не слишком сильно обижали друг друга, государства придумывают законы, которые все обязаны соблюдать. Самые первые законы были очень простыми: нельзя убивать, нельзя брать чужое без спроса (воровать), нельзя обманывать и так далее. Если сделаешь что-то из этого – другие люди тебя накажут, например, посадят в тюрьму.

Потом люди развивались, их жизнь становилась сложнее, и законы, которые охраняли бы их от плохих намерений других людей, тоже пришлось делать более сложными. Сейчас таких законов очень много, в каждом государстве свои, но в основном они все похожи. Ни в какой стране нельзя убивать и бить других людей, ни в какой стране нельзя воровать и обманывать. Есть и более простые законы – например, нельзя водить машину, если не умеешь это делать, и у тебя нет специальной карточки водителя (водительских прав). Нельзя напиваться пьяным и приставать к людям. Нельзя заниматься с другим человеком сексом, если он/а не согласны. И так далее. В России такой закон называется Уголовный Кодекс. То, что нельзя делать, по этому закону называется преступлением.

К сожалению, всегда есть люди, которые не хотят соблюдать такие законы, даже несмотря на то, что могут потом быть наказаны и сесть в тюрьму. Эти люди называются преступники. Как правило, преступнику всё равно, что он своими действиями делает кому-то плохо, или нарушает закон. Преступник часто думает только о себе и своей выгоде.

Ещё есть люди, которые почему-то очень злые, и лезут драться и кричать по любому поводу. Они могут не быть преступниками, но при этом постоянно применять силу к другим людям, пугать их, угрожать, бить и мучить, заставлять что-то делать против воли. Это называется насилие. В мире довольно много людей, которые постоянно совершают насилие. Это очень грустно.

5. Терроризм.

Некоторые люди становятся настолько злыми, что не могут или не хотят справляться со злостью, и решают убить или напугать сразу много других людей. Они могут брать оружие или бомбы, и идти туда, где много людей, чтобы там устроить стрельбу, или что-то взорвать, или наехать на машине на толпу. В этот момент им даже неважно, что страдают и умирают совсем не те люди, на которых они злятся. Это называется терроризм, потому что оружие и насилие используются, чтобы напугать как можно больше людей. Люди, которые таким образом убивают других, что-то взрывают, стреляют и т.л., называются террористы. Очень жаль, что они не понимают — как бы человек ни злился, он не имеет права из-за этого ранить и убивать других людей.

Разные реакции детей на разговор

Важно помнить, что дети будут как-то реагировать на то, что вы им рассказываете. Наиболее распространённые реакции – это

а) ощущение страха, бессилия и горя от количества пострадавших,

б) нервное возбуждение, которое иногда может быть похоже даже на восторг,

3) злость и гнев на «врагов», «плохих людей».

Все эти реакции совершенно нормальны, но нужно отнестись к ним со вниманием.

Например, вот так:

  1. Страх, бессилие и горе.

Первым делом скажите, что такие чувства совершенно нормальны, и именно с таких чувств отдельных людей и начинаются все положительные изменения, которые делают мир безопаснее и лучше. Расскажите детям, что много тысяч людей по всему миру работают над тем, чтобы больше не было войн, терроризма, преступлений и пожаров. Предложите тоже что-то сделать, чтобы не чувствовать себя совершенно беззащитными и пассивными перед тем количеством плохого, которое есть в мире, а ещё, чтобы окружающая среда стала более мирной и спокойной, и чтобы люди (в т.ч. сами дети) чувствовали себя лучше. Например: нарисовать рисунки про пожарную безопасность, послать какие-то вещи пострадавшим, если это нужно, проверить работу пожарной сигнализации в школе, придумать какие-то способы эвакуации или сигнализации, не играть со спичками и т.д.

  1. Нервное возбуждение от темы трагедии, похожее на восторг и радость.

Сразу скажу, что дети, которые реагируют именно так, вовсе не являются поголовно психопатами, нуждающимися в лечении. Всё дело в окружающей среде. Приёмы (в т.ч. язык, видеоряд и пр.) для описания пожаров, войн, терактов и пр., которые используются в фильмах, видеоиграх и СМИ, зачастую представляют всё это очень романтически и привлекательно. Поэтому может создаваться ложное впечатление, что это что-то красивое, захватывающее и радостное. И дети, которые ещё толком не понимают, как страшно это на самом деле, оказываются втянуты в контекст, где всё выглядит возбуждающе, сильно и драматично. Конечно же, они верят этому, и в силу возраста не думают о том, что это не совсем правда. В связи с этим может показаться, что некоторым детям плевать на страдания и боль, они фокусируются лишь на красивой идее (надо сказать, что некоторые родители считают такую реакцию нормальной, например, для мальчиков, — и даже стимулируют её развитие, поощряя ребёнка как «будущего пожарника»). В итоге, конечно, решать вам, — если ребёнок реагирует именно так, вы можете его аккуратно разубедить, давая информацию об обратной стороне трагедий. А можете и не разубеждать, если это соответствует вашим ценностям и планам на воспитание.

  1. Злость и гнев на «врагов», «плохих людей», «виновников».

Дети, особенно дошкольники, легко заражаются идеей существования «плохих людей» и отмщения им за то, что случилось. Эти чувства тоже нормальны, потому что ребёнок пока не понимает всей сложности события. Он не сможет какое-то время понять, почему в мире всё это продолжается, и ему легче наклеить на участников некий ярлык, который бы всё объяснял. Некоторые дети даже делают тему «ответного удара» и поиска виноватых центральной в своих разговорах, рисунках и играх. Да, впрочем, и некоторые взрослые тоже. Здесь важно быть внимательными к тем чувствам, которые лежат под поверхностной агрессией: это может быть тревога, ощущение беззащитности и несправедливости, горе и переживание ущерба и т.д. Также добавьте к своим пояснениям то, что у способа «око за око, зуб за зуб» и у эскалации агрессии есть определённые последствия, — можно с примерами из обычных межличностных ситуаций (то, что все только больше злятся и ситуация может зайти очень далеко).

Разговоры с ребёнком, пережившим что-то лично

И последнее: а есть ли какие-то особенности при разговоре с ребёнком, который уже вовлечён в тему больше, чем вы? Может быть, среди его близких есть те, кто пострадал в пожаре? Может быть, он сам видел пожар?

Конечно, такие особенности в разговоре есть. И советы по разговору с таким ребёнком можно развернуть в отдельную книгу, на что у нас тут нет возможности. Пожалуй, вот что главное:

Фокус разговора должен быть не на информирование о пожарах, безопасности и трагедии (возможно, ребёнок знает об этом как никто другой), а на поддержку ребёнка, признание его права на горе, стресс и злость. Такие дети могут быть очень агрессивны в какие-то моменты беседы, и важно не допускать никаких своих суждений об их поведении, о событии, не оценивать их и не ретравмировать своим мнением. Кроме того, у них могут быть симптомы посттравматического стрессового расстройства (флешбеки, проблемы со сном и аппетитом, избегание людей, которые напоминают о событии, потеря интереса к жизни, апатия, ухудшение успеваемости, повышение конфликтности и раздражительности) — в этом случае будет нужна помощь специалиста.

Вот, наверное, и всё.

Берегите себя и детей.