Как выбирать психотерапевта. Мануал и инфографика

Продолжаем серию мануалов. Напомню всем читателям, что я психотерапевт с базовым медицинским образованием. В этом, тоже очень давно нужном мануале, я расскажу о том, на что обращать внимание при выборе психотерапевта, когда вы решаете начать терапию.

Вопрос этот очень важный, потому что данная сфера в России молодая, «рынок» довольно пёстрый и, к сожалению, на нём много шарлатанов и неквалифицированных людей. Поэтому неподготовленному человеку может быть трудно сориентироваться. А ошибиться очень не хочется – ведь вы собираетесь доверить психотерапевту самое ценное, что у вас есть – себя самого. Часто при этом вы находитесь не в ресурсе, вы ранены, или испытываете сложности с принятием помощи. Это дополнительно создает трудности в оценке психотерапевтов – насколько они подходят вам, безопасны, эффективны, заслуживают доверия. Надеюсь, что мои мысли на эту тему помогут вам почувствовать себя устойчивее.

Итак, есть несколько объективных критериев или характеристик, опираясь на которые, можно сформировать собственное мнение о любом психотерапевте. Критерии приблизительно одинаковы во всём мире, и Россия – не исключение, несмотря на некоторую специфику, о которой я скажу чуть позже. Отсутствие любого из критериев не делает работу с конкретным терапевтом запретной или невозможной, а самого его – плохим. Часть клиентов могут благополучно решить с таким терапевтом свои проблемы. Я, в целом, не считаю себя вправе оценивать чей-то опыт терапии с любым специалистом, в этом имеет смысл доверять только самим себе. Эта статья имеет другой фокус — помочь несведущему человеку снизить для себя риски ретравматизации, злоупотреблений, неэффективной траты времени и денег. Есть немало людей, которым это крайне важно, и они абсолютно в своём праве.

Среди критериев есть обязательные и дополнительные. Слово «обязательный» означает, что у специалиста должно это обязательно присутствовать, в том или ином виде. Это своего рода «минимальная комплектация» или же пакет гарантий, который необходим, чтобы исцеляющий процесс вообще начался.

Дополнительные критерии – это бонусы, они не входят в базу, но могут присутствовать или не присутствовать, как опция. Если они есть, то это может добавить очков выбранному специалисту, при этом, их отсутствие не влияет на безопасность и эффективность терапии.

psiho3

Начнём с обязательных критериев.

1. Во-первых, это образование по психотерапии или психологическому консультированию. Международный уровень подразумевает не менее 3-4 лет обучения психотерапии. Это образование может быть получено с нуля, или дополнительно к высшему образованию: психологическому, медицинскому, или любому другому. Само же по себе высшее педагогическое, медицинское, психологическое, и даже специализация по психиатрии НЕ ДАЮТ возможности работать психотерапевтом, так как не дают необходимых знаний, навыков и компетенций. Психотерапия — это отдельное серьёзное направление подготовки, требующее такого же серьёзного подхода, как и другие. И нигде в мире перечисленные специальности не перекрываются.

Существуют определённые особенности обучения психотерапевтов в России, кроме того, у нашего законодательства есть специфика в отношении практической работы.
Психотерапия – это взаимодействие двух людей — клиента и профессионала — направленное на улучшение осознанности, коррекцию различных патологических психических состояний и позитивные изменения в жизни клиента.
Психотерапевт — согласно законодательству Российской Федерации, это профессионал, имеющий высшее медицинское образование и две специализации минимум по 9 месяцев, по психиатрии и психотерапии.

В бытовом понимании слово «психотерапевт» используется для обозначения всех консультантов, которые имеют какое-то отношение к психике. Это, например, такие:

психиатр – профессионал, имеющий высшее медицинское образование и первичную специализацию – минимум 9 месяцев — по психиатрии.
психолог — профессионал, имеющий высшее образование (степень магистра) по психологии – детской, педагогической, специальной и так далее.
консультант — профессионал, не имеющий высшего государственного образования по психологии или медицине, но имеющий образование – часто второе высшее — в каком-либо направлении психотерапии.

О направлениях психотерапии и основных вузах, обучающих терапевтов в России, я как-нибудь расскажу в другом материале.

Законодательство, регулирующее психотерапевтические услуги, в России, к сожалению, находится в зачаточном состоянии. Обязательному лицензированию подлежит только медицинская психотерапия, при этом обучение врачей-психиатров психотерапии — поверхностное и формальное, для работы этого обучения не хватает. Психологическое консультирование, а также работа профессионалов, не имеющих медицинского образования, не регулируются на уровне закона вообще никак. Нет требований к профессиональному уровню, нет внятного этического кодекса, нет единой процедуры сертификации, нет государственного реестра специалистов. Отсутствует защищённость на законодательном уровне — как для клиентов, так и для самих консультантов. К сожалению, это приводит к печальным последствиям: при огромной нуждаемости людей в психотерапевтических услугах, количество крепких профессионалов, соответствующих международным стандартам, в России невелико.

2. Второй обязательный критерий – это опыт собственной личной терапии у выбранного профессионала. Чтобы сертифицироваться как психотерапевт, в большинстве направлений психотерапии достаточно 50-100 часов личной терапии. Для членства в ассоциациях психотерапевтов – от 200 часов. Это минимум, который даёт некую гарантию, что собственные проблемы терапевта не будут принесены на клиентские сессии в неосознанном виде.

Также личная терапия важна в контексте устойчивости профессионала, его безопасности для клиентов и для себя, соблюдения этики и законов. Чем больше часов терапии, тем меньше выгод от неэтичного поведения и от различных злоупотреблений. Максимума как такового нет, чем больше – тем лучше. Многие психотерапевты продолжают свою собственную личную терапию по много лет.Здорово, если личная терапия будет продолжаться всё время, пока терапевт работает с клиентами, или хотя бы периодами. У опытных профессионалов с большим стажем эти перерывы могут быть довольно длинными.

3. Третий обязательный критерий – супервизия. Супервизия во многих направлениях психотерапии является частью обучения. Это взаимодействие профессионала с более опытным психотерапевтом, с целью совместного разбора его практической работы с клиентами, переосмысления используемых техник и методов, передачи опыта и коррекции ошибок.

Супервизия обязательна для всех без исключения практикующих психотерапевтов, как начинающих, так и опытных. Для сертификации достаточно 40-50 часов, хорошо, если есть 100 часов и более. Для членства в ассоциациях терапевтов требуется от 200 часов супервизии. Исключение – это обучающиеся и начинающие психотерапевты, о них я скажу дальше.

Супервизор – это внешний наблюдатель. Любой заданный клиенту вопрос, или сказанная психотерапевтом на сессии фраза — могут быть из его, терапевта, личного опыта, и его личной «картинки», — и они могут быть очень уместны, адекватны опыту клиента и его целям. Но так бывает не всегда, вероятность совпадения не 100%. Это не страшно, и не всегда приводит к какому-то ущербу для клиента. Но психотерапевту трудно это увидеть, осознать, находясь внутри ситуации. Поэтому супервизор, в том числе, должен отлавливать такие «спорные» моменты в сессиях, обсуждать их с супервизируемым терапевтов, переосмыслять, улучшать. Также он оценивает, насколько работа психотерапевта соответствует принципам (в том числе, этическим) психотерапии. В некоторых странах супервизор отвечает своей лицензией за безопасность клиентов того терапевта, которого он супервизирует. В общем, это важная часть развития и поддержки профессионалов в психотерапии, роста их профессионализма, с фокусом на эффективность помощи клиенту, и на защиту интересов обеих сторон.

4. Четвёртым обязательным критерием я считаю соблюдение этических принципов психотерапии. Если профессионал привержен этике и соблюдает её, то всё нужное Вам для принятия решения (стать его клиентом или нет) будет предоставлено в необходимом объёме.

В этические принципы психотерапии входят следующие основные:

  • работа в пределах своей компетенции;
  • открытость и правдивость предоставления информации о себе и методе работы;
  • конфиденциальность всего, что происходит между вами;
  • безопасность клиентов и пациентов, ненанесение им вреда;
  • соблюдение законов;
  • определённые рамки и границы психотерапевтической деятельности;
  • ответственность,
  • …и многое, многое другое.

Обо всех-всех принципах и их нужности я тоже как-нибудь расскажу в отдельном материале. Здесь же скажу только одно: критически важно, чтобы профессионал не пренебрегал этикой, и всеми процедурами, которые требуются для её соблюдения. Это главное, что подтверждает его безопасность для клиентов.

5. Пятый, и последний обязательный критерий – это опыт консультирования и психотерапии с клиентами и пациентами. Если выбранный специалист уже вёл и ведёт клиентов, то вероятность, что он сможет вам помочь, повышается. Чем больше клиентов – тем выше вероятность эффективной помощи, влияние есть как прямое (накапливается опыт и знания), так и косвенное (растёт количество часов супервизии и личной терапии). Если у специалиста есть узко сфокусированный опыт психотерапии и консультирования (например, работа с беременными, с жертвами абьюза и так далее) – то это дополнительный плюс, в том случае, если ваша ситуация как-то похожа. Исключение составляют обучающиеся и начинающие терапевты, о них – чуть позже.

На этом с обязательными критериями всё. Хочу подытожить их следующей мыслью.

При любой регламентированной процедуре (обучение, экзамены, лицензирование, личная терапия, супервизия) — происходит улучшение качества работы профессионала, увеличение эффективности помощи, появляется больше безопасности, этичности, снижаются риски для клиентов. Терапевтов, которые не смогли пройти эти процедуры, отсеивают или дополнительно обучают, чтобы они со временем «доросли» до стандарта (те, кто может). Ситуация же с психотерапевтической помощью в России уникальна не только огромной потребностью людей в этой помощи, но и тем, что нужность каждого из этих пунктов всё ещё оспаривается, в том числе, внутри профессионального сообщества терапевтов. Надеюсь, эта статья поможет вам сделать свои собственные выводы в этой области.

Переходим к дополнительным критериям. Их тоже пять. Напоминаю, что это бонусы, их отсутствие не влияет на качество, эффективность и безопасность работы профессионала.

psiho1

  • Учёная степень кандидата или доктора наук (PhD – за рубежом).

Учёная степень по психологии, психиатрии и даже психотерапии не всегда означает практическую пользу в работе с клиентами и пациентами. Иногда это научная деятельность в чистом виде. Чтобы точно узнать, поинтересуйтесь темой работы – профессионалы, чьи темы диссертаций ориентированы на практику, с удовольствием о них упомянут. Например, я открыто говорю пациентам, что моя докторская посвящена биполярному расстройству, так что все пациенты с БАР, которые будут у меня проходить терапию, имеют некоторые дополнительные возможности, появившиеся из этого моего опыта.

  • Свидетельства и сертификаты о посещении семинаров и конференций.

У большинства практиков психотерапии есть потребность постоянно узнавать новые методы и подходы, быть в курсе свежих исследований, совершенствоваться, общаться с профессиональным сообществом. Это удобно делать на конференциях и семинарах. Правда, не у всех есть фактическая возможность выезжать куда-то регулярно, поэтому критерий является дополнительным.

  • Публикации, статьи.

Некоторые профессионалы хорошо пишут, хотя это, безусловно, не обязательно для качественной работы с клиентами. Но если в доступе есть опубликованные статьи – имеет смысл их почитать, это поможет, в том числе, составить впечатление о подходе и стиле психотерапевта. Также важно, что терапевт часто лечит, в том числе, своей личностью – а личность из статей бывает видна довольно хорошо, и можно быстро увидеть, подходит вам эта личность, или совсем нет.

  • Дополнительное образование по другим направлениям психотерапии

Нередко случается так, что психотерапевту с годами становится «тесновато» в родном направлении, и он идёт получать второе или третье образование, чтобы в дальнейшем комбинировать техники и методы. Это несомненный плюс, при этом, он требует серьёзных инвестиций времени и финансов, не у всех психотерапевтов есть такие возможности.

  • Членство в ассоциациях, работа в психотерапевтических центрах

Фактически, этот пункт означает признание выбранного специалиста профессиональным сообществом. Это важный бонус, поскольку одна из задач сообщества — защищать клиентов от потенциально «вредных» и неэтичных терапевтов. Соответственно, психотерапевты, состоящие в ассоциациях и работающие в известных центрах и консультационных студиях, как бы «прошли дополнительный фильтр» своих коллег. Если же вы замечаете, что какого-то психотерапевта избегают коллеги, или он сам их избегает – это может быть тревожным знаком.

Мне хочется затронуть ещё один важный вопрос, о котором я упоминала несколько раз: терапия у обучающихся или начинающих психотерапевтов. Каждый опытный профессионал был когда-то студентом, и у каждого были самые первые клиенты. При этом, многие люди не хотят обращаться к начинающим, и, безусловно, имеют на это право, потому что у работы с начинающими и студентами есть свои минусы. Правда, плюсы тоже есть. Но давайте по порядку.

psiho4

  1. Главный минус – это небольшой опыт, или отсутствие опыта (в том случае, когда вы – один из первых клиентов). Такой психотерапевт, безусловно, способен работать и помогать, потому что он этому обучился, но определённые ограничения и трудности у него будут.
  2. Ещё один минус – это малое количество информации о профессионале. У него ещё нет репутации, рекомендаций и отзывов клиентов, признания коллег. Неизвестно, как он соблюдает этику и как относится к чему-то, что вам важно.
  3. Однако, плюсы психотерапии у начинающего или студента тоже существенны. Прежде всего, это низкая стоимость или даже бесплатная работа – у многих людей нет возможности выделить большой бюджет на опытного консультанта.
  4. Второй плюс – как ни странно, безопасность: начинающие часто работают очень осторожно и деликатно, аккуратно проходят супервизию и личную терапию, не используют провокативные методы и пр.
  5. Третий плюс – большая личная вовлечённость: начинающие искренне инвестируют себя в процессе работы, стараются выложиться, можно сказать, что у них «горят глаза». Иногда для того, чтобы получить все эти плюсы, бывает можно принять некоторые риски.

Итак, мы рассмотрели пять обязательных и пять дополнительных критериев оценки психотерапевта.

Обязательные: образование по психотерапии или психологическому консультированию, опыт собственной личной терапии, супервизия, соблюдение этики и законов, опыт консультирования и ведения клиентов.

Дополнительные: учёная степень, посещение семинаров и конференций, публикации, дополнительное образование по другим направлениям психотерапии, членство в ассоциациях.

Давайте теперь попробуем представить себе веб-страничку или резюме психотерапевта, у которого можно пробовать консультироваться без опасений. Что там должно быть и чего не должно быть? Мне кажется, что должны быть ясно указаны: имя и фамилия, полные сведения об образовании (в том числе, базовое образование, обучение психотерапии или консультированию – законченное или нет, повышение квалификации и т.д.). Хорошо, если есть информация об опыте работы, личной терапии и супервизии. Также плюсом будет минимальное самоописание (о себе, профессиональный путь, главное направление или фокусы работы). Желательна фотография, могут быть ссылки на профили в соцсетях. Здорово, если о специалисте можно что-то найти поисковиками, то есть, он реально существующий человек. Очень хорошо, если чётко сформулированы условия работы – сеттинг, цена, способы связи.

Что может и должно настораживать на страничке специалиста? Прежде всего, это множество титулов и пафосных званий; много специализаций (более чем в 3-4 отраслях психотерапии); обещание быстрых или гарантированных результатов; много философии вместо ясного и понятного самоописания и описания метода работы; вычурные фотографии или полное отсутствие фотографий; не указано образование или сведения искажены, есть несоответствия (т.е. неизвестно, было ли обучение психотерапии вообще, и в чём оно заключалось, сертификаты не соответствуют указанному обучению по годам или по содержанию и пр.); отрицание для себя личной терапии и/или супервизии; любое указание на нелегальность работы (как в финансово-юридической части, так и в психотерапевтической). Каждый из этих пунктов, как правило, означает, что специалист сделал сознательный выбор чем-то пренебречь. Лично у меня в этом случае всегда возникает вопрос, чем ещё он пренебрегает, и не лучше ли сразу найти другого.

В России, как я уже несколько раз говорила, сложилась уникальная ситуация с психологической и психотерапевтической помощью. Потребность в этой помощи очень большая, практикующих специалистов — всего несколько тысяч на всю страну. Есть много профессионалов с многолетней успешной практикой, действительно помогающих людям, при этом, не у всех из них есть обязательные пункты из моего списка, не все из них соответствуют международным стандартам. Во многих случаях в том очень мало их личной ответственности или сознательного выбора. Это, скорее, итог многолетней изоляции отечественной психологии от мира, результат слабости традиций в этой сфере, несовершенства законов и влияние других серьёзных факторов. Но при этом, вклад большинства практиков в улучшение общего психологического климата, и их помощь конкретным людям на пути к здоровой и счастливой жизни очень велики. Поэтому мне не кажется уместным критиковать их и осуждать, я не чувствую, что имею на это право. Практическая ситуация в РФ на сегодня такова, что лечиться можно у многих, хоть и не у всех. Иногда, возможно, вам будет иметь смысл смягчить отбор и получить помощь, чем не получать её вообще — из-за того, что пришлось отсеять всех «несоответствующих» специалистов.

Есть несколько исключений, в этих случаях следует отнестись к выбору специалиста очень внимательно и даже строго:

  1. тяжёлые психологические травмы,
  2. опыт отношений с насилием и абьюзом (в том числе, в семье),
  3. психические заболевания (в т.ч. пограничное расстройство личности), зависимости,
  4. расстройства пищевого поведения,
  5. суицидальное и аутоагрессивное поведение.
  6. зависимости

Во всех этих случаях предпочтительнее, если есть возможность, выбирать опытных специалистов высокого уровня, со всеми обязательными критериями. Также в этих случаях крайне рекомендуется очная терапия, а не скайп-терапия.

psiho2

Для тех, кто осилил дочитать досюда — вот вам инфографика с выжимкой из всего того, о чём мы сегодня говорили. Она доступна для скачивания в большом размере по ссылкам (вариант с женщиной тут, вариант с мужчиной тут). На ней собраны все упомянутые пункты и критерии с краткими обоснованиями.

 

Prototype-10a

 

Prototype-08a

 

СКАЧАТЬ ИНФОГРАФИКУ № 1

СКАЧАТЬ ИНФОГРАФИКУ № 2

Инфографику можно распространять и делиться ею с теми, кто не имеет возможности или желания читать статью.

Подводя итог статьи, хочу поддержать вас – всех, кто ищет психотерапевта, и кто уже нашёл, и кто имеет опыт терапии. Вы – это главное, что у вас есть. Вы заслуживаете заботы и бережного отношения. Вы имеете право спрашивать о том, что вам важно, и выбирать психотерапевта, исходя из полученных ответов. Быть придирчивым и переборчивым не стыдно, дотошный клиент не вызывает у профессионала агрессии или гнева. На вдумчивые вопросы отвечать приятно, так как серьёзный подход к выбору консультанта, которому можно будет довериться, означает серьёзность и в самом процессе работы. А главное, что важно — мы с вами находимся на равной позиции, и вы можете делать свои выборы свободно — так же, как и мы. Пожалуйста, помните об этом всегда.