Новости
1) Издательство «Смысл» перевыпустило вышедшую в 1981 году книгу Виктора Кагана «Аутизм у детей». Виктор — один из первых, кто начал заниматься этой проблемой в СССР. В новом издании книга дополнена переводами основополагающих работ Л. Каннера и Г. Аспергера. Купить книгу можно, например, тут.
2) Необычная библиотека открылась в Финляндии в 2019 году. О том, как устроена библиотека, и почему ее открытие вызвало такой ажиотаж — читайте тут на странице. В период пандемии библиотека продолжает работать, хоть и с заметными ограничениями.
«В Финляндии, как и в любой европейской стране, увидеть очередь, кроме как на рождественских распродажах, практически невозможно. Но ради такого события, которое финны ждали целых три года, многие не поленились прийти пораньше, чтобы первыми попасть на …открытие Центральной библиотеки Oodi! Что же такое библиотека по-фински и почему у ее дверей выстроилась очередь больше чем на сто метров?»
3) Журналистка Вера Шенгелия хочет взять несколько (много!) интервью у людей с инвалидностью старше 50 лет. Если вы знаете таких людей или сами являетесь таким человеком и не против дать интервью, вот ссылка на объявление Веры.
Почитать и посмотреть
1) Юлия Корнелиссен ведет подкаст «Умелая эмиграция» и недавно опубликовала очередной выпуск — о трансформации личности у эмигрантов. Гость выпуска — психотерапевт Елизавета Филиппова.
«От людей, переехавших жить за границу, часто можно услышать о зависании между двух миров: «Я уже и не свой в родной стране, но и здесь я еще не родной». Человек чувствует происходящие с ним трансформации, от которых многим может быть некомфортно, грустно или одиноко. Возникает внутренний диалог: кто я здесь в этой стране, стану ли я когда-то здесь своим или своей, до какой меры я готов или готова интегрироваться, перенимать то, что свойственно местным, а где сохраню свою самобытность и то, что я приобрел или приобрела от своей культуры.»
2) Наталья Целунова рассказывает о том, что произошло на детском утреннике (спойлер — одной девочке не дали рассказать выученный стишок и это её ранило). Если бы рядом с каждым ребенком был кто-то, кто, как Наталья, мог бы помочь им пережить травмирующие поступки взрослых — кто знает, насколько более счастливым было бы наше общество?
«Сегодня я видела, как рождается травма. На детском празднике Снегурочка спрашивает детей: “Кто хочет рассказать стишок?”. Выходит 10 детей и по очереди рассказывают стишки. Когда остается одна девочка, Снегурочка говорит: “Ну все, давайте дальше продолжать праздник”. Девочка идет на свое место и по ее щекам начинают течь слезы. Было отчетливо видно, как часть нее осталась стоять там, рядом с Дедом Морозом и Снегурочкой.»
3) Универсальный мануал от Полины Гавердовской «как делать все» (на примере снеговика до неба под окном тети Инны). 🙂
«Если вы захотели что-то сделать, возникает резонный вопрос, с чего начать. Особенно, конечно, это актуально в период загадывания новогодних желаний и все такое. У меня есть для вас универсальная инструкция, как делать всё. Ее эффективность проверена годами работы в психологическом консультировании. В общем-то нужно просто задавать себе вопросы из определенного списка, перемежая их анализом телесных ощущений.»
4) Яна Вилу родилась и выросла в Риге. У Яны аутизм, а еще Яна ведёт блог, в котором пишет о себе и рассказывает, что могут чувствовать люди с аутизмом, когда сталкиваются с тем, что все остальным миром проживается совершенно иначе.
«Сегодня очень коротко хочу турнуть тему про питание. Как уже мы все знаем , что это нужно для каждого, но не каждый питается по одном шаблоне и Яна в тот числе. Когда была ребёнком, Яна питалась двумя продуктами и все. Меняла только местами, что бы не было только один продукт. Нечего не клала к рису и гречке, просто сухой рис и все. Также и с гречкой. Яне не когда не нужно было к ним что-то класть, не подливу или салат. Это было категорически запрещено. Почему? Потому что Яна не когда не могла терпеть, когда два продукта прикасаются к друг другу на одной тарелке.»
5) Еще один пост о том, что диагноз не равно человек. Olga Fiks живет и работает в Израиле иделится своими наблюдениями о том, какими разными бывают роженицы, имеющие психические особенности.
«Моя мать была психиатром. Вокруг себя она видела в основном пациентов. Сама она была абсолютно душевно здорова. Ну, может, за исключением тех моментов, когда звонила мне и быстрым, срывающимся на крик шепотом, говорила: «Опять он звонил! Не знаю кто, молчал в трубку! Наверняка пациент, которого я госпитализировала, а какие-то недоучки молодые выписали! Не знаю, где взял телефон! Эти сумасшедшие хитрые ужасно. Думаю, у него и адрес мой есть. Неважно, документы я перепрятала, а сама можно пару дней у тебя поживу? Так просто, на всякий случай, ну, мало ли. Твоего-то адреса он не знает.»
6) Сайт Kimkibabaduk публикует статью Марии Кувшиновой о расизме. Который не про Америку 18-го века, а про Россию века 21-го.
«Писательница Татьяна Толстая, обладательница аудитории в 225 тыс. человек, написала в «фейсбуке», что не рекомендует к просмотру новый сериал Netflix «Бриджертоны», потому что в нем (действие происходит в 1813 году) «дамы высшего общества — чернокожие, фрейлины тоже», как будто «народились от Отелло». Дальше следует нецензурная брань в адрес движения BLM и еще несколько претензий к аутентичности в изображении английской знати, идентификация с которой у граждан России традиционно сильна, поскольку она являлась одним из немногих и самых распространенных видов аристократии в советской поп-культуре, замещая собой вытесненную дореволюционную.»
7) На сайте Управления Верховного комиссара ООН по правам человека (Управление ООН по правам человека) публикуется информация о докладе Виктора Мадригал-Болроса по вопросу конверсионной терапии.
«Выступая на заседании Совета по правам человека, где он представил свой новый доклад, Независимый эксперт ООН призвал государства «вместе работать над глобальным запретом конверсионной терапии». Эксперт добавил, что такие практики являются «изначально дискриминационными, жестокими, бесчеловечными и унижающими достоинство, а в зависимости от степени жестокости, физической или психической боли и страданий жертвы, они могут быть приравнены к пыткам».»
8) Andrey Irishkin в группе «Сущность. Самосознание. Самозащита.» публикует новогоднюю историю от Натальи Олифирович. Как было бы здорово, если бы, и правда, для решения любой проблемы хватало бы одной встречи с психотерапевтом!
«Оксана стояла у окна и тихо-тихо, но горько плакала. На календаре было 24 декабря, на улице шел дождь, а ее возлюбленный Гриша потихоньку собирался уходить. Так продолжалось уже седьмой год. Оксана не сомневалась, что Новый год, как, впрочем, и все остальные праздники, Гриша будет отмечать дома. С женой, о которой Оксана знает «пойми, у нас давно-ничего-нет», со своими родителями и детьми. Когда раз в полгода у Оксаны накипает и она хочет серьезно поговорить, Гриша, как опытный теннисист, делает прыжок и отбивает мяч.»9) Илья Латыпов на своей странице пишет о пришедших в терапию людях, осознавших, что именно они делают. И размышляет о том, что просто и быстро — не бывает, к сожалению. Такими, какие мы есть (какими бы мы ни были), мы становимся не сразу, и невозможно только решив быть другим — стать другим. Для того, чтобы измениться, нужно не только хотеть этого, но и работать над этим.
«Есть одна хорошая тенденция, которую я обнаружил в прошлом году. Увеличилось количество обращений мужчин, которые поднимали руку на «своих» женщин. Речь не о тех, кто систематически и постоянно избивают жен — такие, по-моему, никогда не обращаются по своей инициативе. А тут — приходили сами, ужаснувшись тому, что происходит с ними в отношениях (и это вызывает у меня уважение — то, что пришли). Кризисным моментом, позволяющим надеяться, что серьезные личностные изменения возможны, становится осознание себя агрессором. Это может показаться удивительным, но практически никто не воспринимает себя как опасного, внушающего страх человека. Образ себя другой — это человек, который отчаянно бьется со своей женой или подругой за лучшее будущее для них обоих.»
10) Елисей Осин (его интервью было использовано при написании статьи об оказании психиатрической помощи детям, статья упоминалась в одной из прошлых рассылок) и Елизавета Мешкова вдвоем ведут телеграм-канал «Детская психиатрия». В нем, в частности, они критикуют тон декабрьской публикации Медузы про меняющуюся систему психиатрической помощи (эта публикация была в моей прошлой рассылке).
«…Дело в традициях. Цитата из статьи «(Показания) для плановой (госпитализации) — невозможность оказать помощь амбулаторно (например, подобрать медикаментозную терапию), необходимость наблюдения за состоянием ребенка, чтобы получить заключение об инвалидности, решение социальных вопросов.» Вот тут важно, что эта фраза произносится вскользь и у журналиста не вызывает вопросов. А он должен быть и самый главный вопрос (желательно его задавать с расширенными глазами) — «ЗАЧЕМ?». А ответ тут будет «ЗАТЕМ!». Нет никакого повода госпитализировать, чтобы получить заключение об инвалидности, все вопросы со школой, с облегченными экзаменами, все вопросы с диагнозами можно решить никуда не собираясь, не ложась, не перемещаясь даже по городу – доехал до поликлиники, до ПНД, провел там полдня, ушел с бумажками, съездил на МСЭ.»
Самоподдержка
1) Портал Tanuna публикует статью Александры Мечик «Хорошие детки»! Помните, как пелось в песне? «У меня сестренки нет, у меня братишки нет. Говорят, с детьми забот невпроворот! Что же будет на земле через сто ближайших лет, если мода на детей совсем пройдет?» Мода на детей не прошла, но если вы были единственным ребенком в семье, а у вас детей — наоборот, не один, то вы неизбежно столкнетесь с тем, что между детьми свои особые отношения, которые дети не собираются согласовывать с вами (а уж тем более с вашими мечтами). Всем родителям более одного ребенка посвящается! 🙂
«У меня была бабушка. По утрам она заставляла меня бегать вокруг районного дворца культуры. Грустная тучная девочка в тесных кроссовках заворачивала за угол и переходила на шаг. Но стоило выдохнуть, как из-за следующего угла появлялась чуть запыхавшаяся старушка (ветеран, инвалид, с артритом, артрозом, вдобавок — контуженная) и командовала: «Бежать, кому говорят!» И я бежала. Это самое страшное воспоминание моего детства. Ещё у меня был дедушка. Он работал шофёром и пару раз катал нас с друзьями на своем дребезжащем Драндулете (да, у автобуса было имя). Это самое счастливое воспоминание моего детства.»
2) На портале ADME вышла хорошая статья про то, чем современные мамы отличаются от мам 60-ых годов прошлого века. Ещё там есть про возросшие требования к родителям, почему нормально уставать от собственных детей и почему не нужно стыдиться благ цивилизации, таких как памперсы, стиральная машина, посудомойка и робот-пылесос.
«Привет! Меня зовут Настя, и у меня 2 детей. Не так уж и много — среди моих знакомых все чаще встречаются многодетные родители. Но и не так уж мало для того, чтобы лишать меня права на фразу «Я устала». Тем не менее я часто слышу, что сейчас мамы живут в курортных условиях, а за них все делают подгузники, мультиварка и робот-пылесос, что все жалобы от лени и, конечно же, что раньше бабы в поле рожали. Самая распространенная претензия современным родителям: «Да вы просто не хотите заниматься собственными детьми!»»
3) Рафаиль Сагидуллин перепостил статью Евгении Беляковой о том, как ловко можно играть на вполне обычных желаниях, и как далеко можно увести в этой игре человека от себя самого. И чего это стОит. А так же о тенденции оставаться ребенком, и о том, на что можно рассчитывать в таком случае. Очень отрезвляет, мне кажется.
«У нее длинное все, что должно быть длинным: ноги, волосы, ногти. У нее округлое все, что должно быть округлым (из скромности не будем перечислять). Она ходит на свидания без нижнего белья, поэтому у нее на лице загадочная улыбка и сексуальная аура окутывает ее с ног до головы. Она прилично зарабатывает и стильно выглядит. Она излучает исключительно положительную энергию. Можно сказать, что в ней все прекрасно: и лицо, и мысли, и душа, и одежда. Но она не останавливается, она все это не переставая совершенствует! Она уже владеет «позитивным мышлением», то есть отсекает любые негативные чувства и мысли, которые ее посещают. И почти научилась любить себя.»
4) И снова Полина Гавердовская со статьей о том, а надо ли выражать свои чувства? Зачем мы это делаем, и частью чего являются сообщения о переживаемых чувствах? А если не являются частью, а выражаются сами по себе, то что?
«Когда человек (наконец!) обнаруживает себя среди чужих смыслов и потребностей, он становится более чувствителен к тому, что ему не подходит. Поскольку, он начинает более ясно различать, где его желание, а где не его. По сути дела, распаковывая все эти автоматизированные механизмы предательства собственных потребностей, мы запускаем процесс, обратный тому обесчувствливанию, которое сопровождало человека многие годы, пока он учился подстраиваться под тех кому было так удобно.»
Коллегам
1) Илья Базенков публикует в группе «Методология и история психологии» ссылку на статью на сайте Национальной Медицинской Библиотеки Национального Института Здоровья в США (NLM NIH) о том, как отличить религиозный опыт от психопатологии, что может представлять затруднения при принятии решения о необходимости поддержки или вмешательства. Статья на английском языке.
«Исследования в области психологии и феноменологии религиозного опыта уже давно признают сходство с различными формами психопатологии. Следовательно, для религиозных практиков и специалистов в области психического здоровья было важно установить критерии, по которым религиозные, духовные или мистические переживания могут быть дифференцированы от психопатологических переживаний. Многие предыдущие попытки дифференциальной диагностики основывались на ограниченных текстуальных описаниях мистического опыта или на устаревших теоретических исследованиях мистицизма. В отличие от этого, в настоящем исследовании представлены качественные данные современных практикующих буддийскую медитацию и учителей для выявления характерных особенностей, которые могут быть использованы для руководства дифференциальной диагностикой.»
2) Darya Frankovska, детский психолог, записывает видео-визитку 🙂 мне кажется, это прекрасно! Мы все, кто записывал когда-либо видеовизитки, можем узнать себя 🙂
3) Случалось ли вам, говоря что-то, с чем вы внутри себя полностью согласны, вызывать гнев/протест/отчаяние/иное в окружающих? Случалось ли вам извиняться за такое? Если да (вероятно, да), вы не одиноки 🙂 Старина Карл Густав Юнг тоже попадал в такие ситуации! Артем Деревянко делает репост статьи клуба Касталия с сайта Елены Корноуховой.
«22 октября 1959 года BBC показало телевизионное интервью Юнга с Джоном Фрименом в серии передач «Лицом к лицу». В ходе интервью Фримен спросил: «Вы верите в Бога?», на что Юнг после долгой паузы ответил: «Мне не нужно верить, я знаю». Эти слова послужили началом значительных споров, и Б. отправил Юнгу довольно уничижительный обзор от Мориса Ричадсона в лондонском Observer, 25 окт. 1959 г., а также некоторые письма о словах Юнга, опубликованные в том же издании. Б. спрашивал об их точном смысле.»
4) Коллеги, посещающие мою обучающую группу для психологов и психотерапевтов: тема группы в понедельник 18 января – эволюция долгосрочных отношений, фазы, циклы и т.д. Время начала в 19-30 по Москве, на платформе Zoom, как обычно. Для тех, кто не посещает, но интересуется, подробности тут по ссылке.
5) 10 января состоялся мой первый обзорный семинар по МВТ (терапия с опорой на ментализацию), уже готова запись, её стоимость 550 рублей. По итогам этого семинара было решено сделать небольшой обучающий курс для терапевтов, на 10 занятий, он будет проходить раз в две недели с 24 января по 13 июня 2021 года. Стоимость курса 7000 руб., подробности и темы занятий — по ссылке.
Всё на сегодня! Хорошей вам недели!