Представьте себе женщину, которая приходит в себя и обнаруживает, что лежит лицом в грязи. Её одежда разорвана, её тело кровоточит и болит. Тот, кому она доверяла, несколько часов назад подсыпал ей в воду наркотик, и воспользовался частью её тела для своих собственных нужд.

Современная Малефисента – это история об изнасиловании.

Два королевства – это два мира, на которые раскололась жизнь жертвы: до и после. До – прекрасный мир с чудесными зверями, феями и фантазийными созданиями. После – мрачный мир злых людей, где есть война, где правят деньги и власть, где живые чувства не имеют значения. Травмирующее событие такого масштаба вызывает желание вернуться в “до”, огородиться неприступным лесом, чтобы никто из опасных людей не мог туда попасть.

Но и волшебный мир уже не тот…

Крылья в психоанализе – символ развития. Полёт, воздух – считаются символами активности, а земля – пассивным началом. Травма останавливает развитие и познание, так как нужно выжить. Травма рождает агрессию к тому, кто её нанес, и ко всему миру. Травма приводит к изоляции и желанию скрыть собственную сексуальность, хотя бы, с помощью чёрных мешковатых одежд, а лучше – с помощью заклятия вечного сна.

Растущая принцесса, в этом прочтении – это не внутренний ребёнок самой Малефисенты, я бы скорее назвала её просто – “жизнь”. Сначала стремление к жизни очень слабое, но оно увеличивается со временем.  Наступает момент, когда противостоять невозможно – золотистый луч приходит, и оживляет всё, что до этого казалось мёртвым. Хотя раненая часть долго боится выходить навстречу жизни, она уверена, что настолько страшна, что испугает любого…

– Me? No, I’m not afraid.
– Then come out!
– If I do, you will be afraid…

Но, наконец, она выходит из тени.

Волшебный мир снова может дышать, и снова расцветают цветы…

Правда, этого недостаточно. Новые крылья не отрастают, идти дальше всё ещё невозможно. И Малефисента отправляется в путь (терапия?), в направлении “королевства После”. Интересен в этом контексте момент встречи принцессы с отцом – эдипальная мечта не сбывается, отец отвергает её, и она отправляется бродить по замку (самоисследование).

Укол пальца и каплю крови часть аналитиков рассматривают как первую менструацию, другая часть – как первые сексуальные отношения. Я не согласна с обеими версиями.

Мне кажется, магическое восстановление целого веретена в комнате, полной обломков – это метафора терапевтической работы с травмой, бережная и полная реконструкция произошедшего много лет назад. Поэтому нужна и игла, и кровь – как уменьшенные символы того, что было тогда. В этой сцене Малефисента, через свою “живую” часть, восстанавливает полную картину прошлого из фрагментированных воспоминаний.

Сон, который за этим последовал – успокоение. Возможно, он является символом сексуального “сна”, так как для репарации и начала новых отношений нужно время. (Тогда, железо, которое раскаляется и краснеет от её прикосновений – это метафора для мужской сексуальной силы).

В любом случае – уже нет сомнений, что “раненая”, чёрная часть Малефисенты теперь имеет собственный ресурс, и может соединиться с “живой”. (Понятно, что молодой принц пришёл рановато:) Схватка же с королём при участии дракона – это очищающая фантазия мести, и демонстрация животной ярости, которую когда-то вызвал агрессор. Для того, чтобы победить его в этой фантазийной схватке, Малефисента возвращает себе крылья, и возможность быть активной – разбивая клетку и стеклянное окно замка, вырываясь на свободу, в мир. Внутренний король повержен…  Два королевства снова могут соединиться.

Как обычно, остаются вопросы. Кто здесь ворон? А три феи? :)

Если статья понравилась и была полезна, Вы можете нажать "лайк" и поделиться ею в соцсетях. Мне будет приятно! :)

0



Оставить комментарий

Вы должны быть залогинены, чтобы комментировать.