Почтовая рассылка: выпуск 1

Подготовила вам первую рассылку, принимаю вопросы и предложения 🙂


Новости 

1) в Италии выздоровела от коронавируса 102-летняя Италика Грондона. Она в своё время пережила «испанку» (испанский грипп), так что теперь её называют бабушкой Линой и считают национальным символом надежды. 

2) прошёл карантинный флешмоб про коллег: если вы работаете дома, опишите то, что делают ваши домочадцы (люди и животные), но всех их в описании называйте коллегами, квартиру – офисом, разные домашние дела – проектами и т.д. Примеры по ссылке и в репостах.

3) на время карантина издательство «Альпина» открыло доступ к 70 книгам, их теперь можно скачать бесплатно. По ссылке список и инструкция. Моя книга там тоже есть!

Почитать и посмотреть

1) Моё интервью порталу «Такие дела» о ситуации с этикой психотерапевтов в России.

«—Такие вещи только на российской почве возможны, или на Западе тоже?  
— Нет, не только в России, ошибки все делают. Но на Западе есть механизм, как с этими кейсами поступать. Там можно пожаловаться в ассоциацию, в этический комитет, можно подать в суд. Будет разбирательство. У большинства западных психологов имеется страховка, которая покрывает их издержки на случай таких судов. В некоторых странах могут в качестве меры регуляции лицензию забрать. Могут назначить принудительную супервизию психологу. В России все это представить очень трудно: нет никакой регуляции, клиент практически не защищен. С другой стороны, психолог ровно так же совершенно не защищен, но разница в том, что психолог — это все-таки фигура, облеченная властью, а клиент без власти. Поэтому больше страдает клиент.»

2) Замечательная инструкция от Анастасии Рубцовой о том, как не сойти с ума на карантине. Учитывая, что карантин продлили до 30 апреля, очень своевременно: 

«Может, не все еще ощутили, но главная опасность большинству из нас угрожает не снаружи, не от адского вируса, а изнутри. Никто не был готов к домашнему аресту и к изоляции. Тем более, мы ведь ничем и не провинились! Многие семьи так устроены внутри, что просто не приспособлены 24 часа в сутки проводить на одной кухне – и это, хорошие мои, не значит, что «семьи плохие» или «нет душевной близости», или «накопившиеся проблемы в отношениях», а просто кому-то надо дистанцию ближе, кому-то дальше. И когда нас заставляют насильно эту дистанцию сокращать, да еще удерживают в таком состоянии долго, возникают очень неприятные спецэффекты. Вплоть до психических расстройств и семейного насилия.»

3) Космический психолог Анна Юсупова (космический не в смысле классный, хотя и это тоже, а в смысле – занимающийся поведением людей в космосе) выпустила отличное видео про изоляцию Там есть теория и рекомендации, например: не относиться к изоляции как к отпуску, лучше — как к работе в новых условиях; не воспринимать ее и как наказание (что распространено в обществе). Утешает, что есть профессии, связанные с периодической изоляцией, и люди не сходят от неё с ума, это вопрос навыков и отношения. Короче, стоит посмотреть. Ролик длинный, 43 минуты.

4) Интересный разговор с психологом Марьяной Безруких о границах у детей. Часть первая, для родителей и часть вторая, для учителей.

«Мы с коллегами много лет изучали тысячи детей в разных регионах России. Выяснилось, что у 30% школьников в первом классе не сформирована речь. Чтобы понять причину, мы попросили родителей сначала записывать на диктофон свои разговоры с детьми, а потом — их разговоры между собой. Оказалось, что словарный запас родителей немногим больше словарного запаса детей: порядка 600 слов в день. И, в основном, это были глаголы в повелительном наклонении: «иди», «сядь», «встань». Самое ужасное, когда они употребляются в прошедшем времени: скажем, «Ушел!» в качестве приказа. У ребенка это усиливает ощущение, что его не существует. А у родителя — чувство отчуждения.»

«Критерием профотбора учителей не может быть любовь к детям. К сожалению, этой любовью часто стараются заменить отсутствие профессиональных навыков: знание ребенка, понимание его возрастных и индивидуальных особенностей. Владеющий этими навыками человек не выгорает. Я боюсь педагогов с горящими глазами. Чем больше люди рассказывают о своем хорошем отношении к детям, тем меньше у меня к ним доверия.»

Автор заметок скоро будет проводить прямой эфир с Марьяной Безруких, информация в его аккаунте на Фейсбуке.

4) О домашнем обучении на карантине – завуч английской школы, текст на русском и английском.

«Школы тоже понятия не имеют, что делать. Им так же не дали времени на подготовку, им сказали продолжать планировать уроки, как обычно, просто посылать их домой, если это вообще возможно. Если бы это было возможно, у нас бы не было школ. Я не буду делиться своими мыслями, но скажу вкратце — ваша школа тоже все придумывает на ходу. Совершенно невозможно обеспечить дистанционное обучение младшим школьникам в домашних условиях, и при этом работать. Сама идея абсурдна. Если вы пытаетесь это делать, остановитесь.»

5) Светлана Ройз о разговоре с женщиной старшего возраста и о том, как они переносят ситуацию карантина. Взгляд с другой стороны. 

«- Я просыпалась, молилась, смотрела на фотографию мужа, готовила себе завтрак, пила витамины, которые обещала дочке пить, и свои лекарства, собиралась и шла в магазин, или прогуливалась к церкви, иногда читала — глаза уже плохо видят, ходила в поликлинику — на людей посмотреть и себя показать, сидела под подъездом, убиралась в квартире. Телевизор говорит все время, чтобы кто-то был дома. По субботам ко мне приезжала дочка с внуками. Это — моя жизнь. Какая есть. Она (дочка) не понимает, что лишает меня жизни, забирая все это. Зачем мне такая жизнь? Не говори мне, что я могу умереть. Я не могу ТАК жить.»

6) Моя колонка для Домашнего Очага о том, что делать, если вы с супругом/супругой принципиально не согласны в чём-либо по поводу коронавируса или карантина, и эти разногласия рискуют разрушить ваши отношения. Десять простых советов

«Психологи говорят, что есть общее правило: в кризисное время всех нас отбрасывает к базовым уязвимостям. Это что-то вроде давно забытых трещин в фундаменте дома, и когда они вдруг проявляются, мы пытаемся сладить с неожиданно покосившейся крышей как можем. Например, высказывая разные версии происходящего, усиливая личную гигиену, закупая еду и туалетную бумагу, отказываясь вообще что-либо делать и т. д. Вариантов множество. Проблемы начинаются тогда, когда в одной семье их больше одного, и они ещё и взаимоисключающие. Люди буквально оказываются по разные стороны невидимых баррикад, очень быстро теряют самообладание и готовы идти стенка на стенку.»

7) Проект «Умные женщины о карантине» — каждый день кто-то из своей страны рассказывает по видеотрансляции о том, как у них обстоят дела. Выступления уже идут! Список выступающих можно посмотреть по ссылке.
 
8) Карантинные заметки Юлии Рублевой – очень успокаивают, дают структуру и умиротворяют. Юлия живёт в Барселоне, там карантин уже три недели. Вот, например, об организации зон в квартире. А вот хроники одного из карантинных дней.

«В первую неделю жесткого карантина люди моют квартиру, радостно планируют день и обвыкаются. В конце второй хочется лечь пластом и проснуться в другой мир. Это нормальные этапы горевания. Третья неделя скорее всего будет хуже, на четвертую — легче. Простите себе все и не хорохорьтесь слишком сильно. Все мы проживаем этапы горевания на фоне плохих вестей с фронта.»

9) Олег Горбановский рассказывает о своём опыте карантина и «обнаружения себя».

«Попытки занять себя: фильмы, чтение книг, общение в различных чатах… — загоняли меня в еще большую пропасть. Как и для многих, для меня это было настоящим мучением, потому что человек я очень целеустремленный, люблю ощущать что делаю нечто важное, осмысленное, приводящее к развитию. Когда очередной раз наблюдал как что-то изнутри хочет лезть на стенку.. .я вдруг прочувствовал очень интересную мысль: Никто и Ничто теперь меня не определяет. Это настолько удивительно: больше не учусь, не участвую в соревнованиях, не пытаюсь себе или кому-то что-то доказать… , а значит никто и ничто не может меня оценить, значит лишь я сам себя могу определять…» 


Самопомощь

1) Ещё раз даю ссылку на видеозапись вебинара «Коронавирус и (не)поехавшая крыша» для неспециалистов: о том, как справляться с тревогой. Запись есть на Фейсбукена YouTube  или на Google Drive. Доступна и аудиозапись.

2) Конспект семинара оформлен в виде памятки «Что делать с тревогой в кризисное время», которую можно скачать в формате PDF на деcяти языках: русский, украинский, белорусский, чешский, словацкий, эстонский, английский, немецкий, французский, каталанский (по ссылкам открываются соответствующие файлы, полный список файлов на странице тут). Ещё она есть в моём Инстаграме на русском языке (искать тут). Памятку можно распространять, распечатывать и пересылать любым способом. Имейте в виду, что когда вы публикуете любую ссылку в Фейсбуке (в т. ч. на эту памятку), алгоритм скроет запись от большинства ваших френдов, так что лучше делиться через другие соцсети, давать ссылку по запросу или посылать её адресно. Если вы готовы перевести памятку на какой-то другой язык, кроме перечисленных, пожалуйста, пришлите мне свой перевод – я добавлю его к списку. Спасибо!

3) Если вам нужна психологическая помощь, но нет денег на частного психотерапевта, вот тут в комментариях собрано много возможностей обратиться бесплатно – службы, институты, частные инициативы. Например, есть много психологов, готовых консультировать бесплатно в ближайшие 1-2 недели. Если вы психолог и тоже можете в кризисный период предложить свободные часы без оплаты или за символическую оплату, пожалуйста, оставьте свои контакты в комментариях. Хэштег для поиска психолога и для объявлений о себе — #Разрешенныеконтакты. Спасибо!
4) На карантине у многих есть сложности с самоконтролем, и в ход идут не самые оптимальные способы воспитания детей. Видеоролик о том, как удержаться от насилия по отношению к детям, сделан на основе тренинга навыков регуляции диалектико-поведенческой терапии.


Коллегам

1) Ссылка на мой семинар для психологов о том, как работать с клиентами в ситуации коронавируса  — видеозапись тут,  
аудиозапись тут. Если у вас появились новые вопросы, присылайте мне их ответом на это письмо, я сделаю по ним или новый семинар, или просто серию вопросов и ответов.

2) Рекомендации ВОЗ по сохранению психического здоровья в период кризиса, связанного с коронавирусом (английский язык), там есть разделы по разным категориям людей . Если уже есть перевод, буду благодарна за ссылку на него.

3) Хочу подготовить бесплатную памятку для коллег о вопросах, связанных с деньгами, в ситуации коронавируса: организация практики, что делать со стоимостью сессии и скачками валют, клиенты в финансовом кризисе, терапевт в финансовом кризисе, сеттинг и пропуски, внезапные решения прекратить терапию и пр. Если у вас есть конкретные вопросы, на которые вы бы хотели получить ответы, пожалуйста, задайте их ответом на это письмо. Памятка будет подготовлена в кратчайшие сроки, опубликована на Фейсбуке, на сайте и в следующей рассылке.

4) Коллеги, посещающие мою обучающую группу для психологов и психотерапевтов: тема группы в понедельник 6 апреля — психологические защиты, часть 2 (продвинутые защиты). Время начала группы теперь будет на час раньше, в 19-00 по Москве. До встречи в понедельник! Подробности о группе тут по ссылке.


Всё на сегодня! Хороших вам выходных.