Был обычный зимний день. Молодая королева сидела у окна и вышивала цветочный узор иголкой из чёрного эбонита*. Заглядевшись на пургу за окном, она нечаянно уколола себе палец, и три капли крови упали на снег. Королева залюбовалась сочетанием цветов – чёрного, белого и алого – и подумала: вот бы родилась у неё девочка с кожей белой, как снег, волосами чёрными, как эбонит, и щеками румяными, как кровь…
*по другой версии – чёрными были пяльца, или даже рама у окна
Как же давно мне хотелось сделать интерпретацию этой сказки! Тут есть всё, что я люблю – и символика цветов, и символика чисел, и изобилие персонажей, и действия, и предметы. Приступим же скорее 🙂
Без сомнения, сцена с вышиванием, описанная в начале сказки, — про секс, как начало всего. Цветок, в который вонзается эбонитовый жезл 🙂 чёрная игла, три капли красной крови как символ страсти и чувственности, белый снег – как символ невинности и чистоты, и наконец, мысли о ребёнке как итог. Дитя, сочетающее все три цветокачества, вскоре и появляется – тогда-то и начинается самое интересное.
Я думаю, что все персонажи этой сказки – части одного «Я», взаимодействующие между собой; в разные жизненные периоды и с разными задачами. Мы имеем дело с историей о развитии и взрослении. Не самой простой историей, надо сказать.
Согласно хронологии событий, королева-мать умерла в родах, оставив Белоснежку сиротой. В рамках метафоры о частях «Я» это означает некое внутреннее сиротство, неспособность к заботе и материнскому отношению к самой себе. Король-отец вскоре берёт вторую жену, которая оказывается злой и жестокой (формируется внутренний Критикующий Родитель, который при фактически отсутствующем, пассивном, неспособном к защите отце занимает всё пространство).
Интересна тема зеркала, которое отвечает мачехе на вопрос «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?». Зеркала, как известно, показывают нам, как мы выглядим на самом деле. Критикующий Родитель явно хочет, чтобы «Я» было каким-то другим (похожим, конечно же, на него самого – на идеал), поэтому видит в зеркале именно это другое. Но со временем ему всё сложнее игнорировать реальность, и, наконец, в один прекрасный день зеркало всё-таки показывает Белоснежку – истинное «Я». Интересно, что первая реакция мачехи на такой ответ зеркала – испуг. Это не случайно, так как настоящее, живое и сильное «Я» — угроза авторитарной позиции Родителя.
Чтобы избавиться от угрозы, мачеха вызывает придворного охотника и отправляет семилетнюю Белоснежку с ним в лес, наказав убить её там, а сердце принести ей обратно (каннибализм – метафора не только уничтожения, но и получения власти). Но охотник, очарованный красотой девочки, не может причинить ей вред и просто оставляет её в лесу. Снова повторяется мучительный сценарий взаимодействия с отцом: не опасен, но не может и защитить, абсолютно пассивен. Белоснежке ничего не остаётся, как полагаться на себя и брести по лесу в поисках спасения.
И она находит его! Домик в чаще с семью гномами, которые берут её к себе жить и обещают заботиться о ней в обмен на услуги домохозяйки. Очень милая метафора психотерапии, на мой взгляд. Почему именно психотерапии? Сейчас объясню 🙂
1) бесцельное блуждание по опасному и неизвестному лесу в попытках скрыться от мачехи (психика и Внутренний Критик)
2) семь гномов – семь терапевтических позиций по Энрайту 🙂
3) она съедает из каждой тарелки по чуть-чуть (восстановление ресурса)
4) гномов семь, Белоснежке на момент появления в домике семь лет, и проживёт она у них тоже семь лет (число, связываемое с изменением и развитием — а ещё тут можно усмотреть встречи с терапевтом раз в неделю:)
5) гномы каждый день уходят и приносят сокровища и драгоценные камни из недр земли (инсайты и разные интересные штуки из бессознательного)
6) поддержание домика в чистоте (создание безопасного пространства)
7) есть чёткий контракт, в котором клиент «что-то платит».
Конечно же, это вряд ли была терапия, скорее — некий период роста и переосмысления детских установок. Ждал ли Белоснежку в этом успех? Сложный вопрос. Как мы помним, в королевском замке зеркало со временем снова начало показывать мачехе её истинное «Я», и мачеха отправилась на поиски домика, где пряталась девочка — чтобы окончательно с ней расправиться. Это можно рассматривать как тщетные попытки диалога и построения отношений с Внутренним Критиком. Тщетные – потому что Критик не заинтересован в равенстве и в диалоге. По его мнению, истинное «Я» настолько плохое, что не заслуживает быть, поэтому он ищет способы подобраться так близко, чтобы поразить наверняка.
Надежда на появление хорошей и любящей взрослой фигуры у девочки настолько сильна, что Белоснежка всё-таки (на третий раз) впускает в дом улыбающуюся мачеху, переодетую крестьянкой («я же добра тебе хочу», знакомо, да?). И принимает из её рук отравленное яблоко (какой-то опасный интроект).
В сказке крестьянка предлагает Белоснежке красную сторону яблока, в то время как сама откусывает белую. Число три – символ зрелости, красный и белый – это страсть и невинность. Кроме того, первые два способа убить Белоснежку включали аксессуар для платья и гребень для причёски. Всё в целом – видимо, чем-то связано с первым контактом девочки со взрослым миром и осознанием себя как взрослеющей — и последующим конфликтом с Внутренним Критиком.
Истинное «Я» падает замертво и перестаёт дышать (полная идентификация с Внутренним Критиком, травматизация — «маленькая смерть» кусочка себя). Гномы оплакивают Белоснежку, помещают её в стеклянный гроб и относят в лес (инкапсуляция травматического опыта). Снова повторяется сценарий взаимодействия с мужскими фигурами – защитить её они не смогли, хоть и давали ей подробные инструкции по технике безопасности.
Проходят годы, и вот — появляется принц. Он очарован красотой Белоснежки и упрашивает гномов разрешить ему забрать гроб (признание раненой части). Гномы отдают ему гроб и слуги принца бережно несут его в замок (интеграция травматического опыта). На кочке гроб подскакивает и кусочек отравленного яблока выпадает у Белоснежки из горла (выплёвывание болезненного интроекта, не соответствующего истинному «Я» и останавливающего дыхание). Спасение! Все счастливы! Свадьба!
Очевидно, что принц – это наконец-то сформировавшийся Внутренний Взрослый, которому нравится истинное «Я» именно таким, какое оно есть. Настолько нравится, что он готов преодолеть все преграды и помочь выплюнуть все вредные установки. Наконец-то, по-новому реализуется и неудачный сценарий запроса помощи у многочисленных слабых мужчин. Да, надеяться на других бесполезно, зато само «Я» может быть для себя достаточно сильной, заботливой и надёжной фигурой.
Свадьба здесь – это метафора не только объединения, но и окончательного перехода во взрослый мир (статусы «король» и «королева», вместо «принц» и «принцесса»).
Интересна дальнейшая судьба Критикующего Родителя: явившись без приглашения на свадьбу, мачеха получила в подарок раскалённые туфли, в которых и затанцевала сама себя до смерти. Как вы думаете, что это символизирует? 🙂