Как всё же выучить иностранный язык. Мануал.

yaz

Продолжаю серию нужных мануалов (слово «мануал» означает что-то вроде руководства или инструкции). Этот – про специфичную проблему, с которой сталкиваются не только новые эмигранты, но и большинство тех, кто учит новый язык во взрослом возрасте.

Проблема, если вкратце, такая: надо бы побыстрее выучить, но всё сложно. На обучение нет никаких отдельных сил и времени, его приходится буквально впихивать в ту жизнь, которая уже есть. А она и без языка тесновата. В ней много стресса, мало мотивации, нет лишних денег, зато есть распухшая голова, в которую ничего уже не лезет.

В этом мануале – общий план: что требуется знать и делать, чтобы всё-таки выучить язык в таких условиях. И не только выучить – а сделать это относительно быстро, почти бесплатно, и при этом не двинуться головой. Да, такое возможно.

Почему вам стоит верить мне в этой теме? В моём активе 4 иностранных языка, из них два я выучила уже взрослой, из них последний – за год, с нулевого уровня до С1. За время обучения нашла или придумала много приёмов и идей, основанных на знании психологии обучения и на устройстве психики. Эти идеи сильно облегчили жизнь не только мне, но и нескольким друзьям-эмигрантам, так что пора делиться.

Приглашаю и вас тоже делиться своими мыслями! Пусть эта статья и комментарии к ней станут поддержкой для всех бедняг, которые ещё в начале пути.

Начнём.

Поскольку моя профессия – психотерапия и консультирование, то и изучение языка я рассматривала как некий психодинамический процесс со своими конфликтами, мотивами, препятствиями и потребностями. Каждая из этих составляющих влияет и на результат, и на скорость продвижения. Давайте попробуем разобрать мою психологическую призму восприятия и посмотрим, что из неё вам подойдёт.

%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba15

Сразу хочу разочаровать любителей лёгких решений: чтобы совсем без труда – так не выйдет. Всё равно придётся инвестировать, как минимум, время. Всё равно придётся делать усилия. Но не так, чтобы упасть замертво. Но придётся. Но не слишком много.

 

  1. Сколько же инвестировать и как вообще ориентироваться?

 

Первый числовой ориентир: рассчитывайте, что вам потребуется примерно по 100 часов для продвижения на каждый следующий уровень владения языком (уровни А1-А2-В1-В2-С1-С2). Кому-то будет нужно чуть больше, кому-то чуть меньше. В эти часы входит всё: чтение, письменные упражнения, устная речь, а также вообще любые «кусочки» языка, которые удастся ухватить (что особенно актуально для тех, кто имеет возможность погрузиться в языковую среду).

Второй числовой ориентир: чтобы начать пользоваться языком, не напрягаясь, вам нужно будет достигнуть словарного запаса приблизительно в одну тысячу слов, и узнать 40-50 грамматических правил. Для этого достаточно 9-10 месяцев регулярных занятий

Третий числовой ориентир: если вы сможете что-то делать на изучаемом языке хотя бы 30 минут в день, то за год гарантированно достигнете устойчивого уровня В1 – то есть, начнёте говорить, читать, писать без усилий.

%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba11

Всё это выглядит вполне подъёмно, не так ли?

 

  1. Сколько это будет стоить в деньгах?

 

Хорошие новости. Если язык, который вы учите, не очень редкий — то бесплатных материалов, курсов и возможностей его учить вы наберёте столько, что просто не успеете их все охватить, потому что выучите раньше. Плюсы бесплатных ресурсов ещё и в том, что они все, как правило, разные, и подходят к языку с разных позиций — а это именно то, что вам нужно (почему – скажу дальше). Из обязательного – готовьтесь купить хороший учебник, словарь, ну и стопку тетрадей. Есть шанс, что больше ни на что тратиться и не придётся.

Идея № 1. Репетитора, если уж очень хочется, лучше брать на короткое время для закрепления больших пластов пройденного. Время занятий с репетитором может быть всего 10% от всех занятий – главное не сколько, а когда.

 

  1. Что вам поможет, а что помешает?

 

Важная вещь, которую стоит держать в уме, садясь заниматься: существуют как способствующие факторы, так и препятствующие. И все они, как это ни печально, будут периодически галдеть и толкаться в вашей бедной голове. Это те самые конфликты, мотивы и потребности, о которых написано парой абзацев выше, а ещё это свойства вашего характера и некоторые природные способности. Чтобы двигаться вперёд, придётся учиться ими жонглировать, а некоторые из них — объезжать на кривой козе.

Например, мешать вам будет…

%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba16

Да-да, вы не ошиблись при чтении. Мотивация, скорее всего, будет именно мешать, а не помогать. Потому что «правильной» мотивации для взрослых людей, о которой трубят все языковые тренинги и курсы, и на которой можно ехать вперёд, как на бензине, — не существует. То есть, это такой сказочный кролик, которого никто не видел, но он вроде как есть. На самом деле – нет. В основе всех предлагаемых мотиваторов так или иначе лежит самообман, и если вы взрослый человек, то он просто не сработает. Единственный широко известный вид помогающей мотивации – влюбиться в носителя языка. Но тогда вам и не нужны никакие статьи! В общем, одно расстройство.

Так что предлагаю сразу, с самого начала исходить из данности, что мотивации у вас ноль, и выше ноля не будет. Новый язык – это всегда стресс, напряжение, проблемы, раздражение и в каком-то смысле насилие над собой, даже когда у вас сто тысяч рациональных аргументов. Поэтому (а также потому, что ваша обычная жизнь никуда не делась и есть много других задач) периодически вам будет невероятно трудно заставить себя продолжать. Нужно будет учитывать эти приступы (кризисы мотивации), и заранее подготовить себе другие виды «топлива».

%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba12

Идея № 2. Относительно эффективным видом топлива может быть вот такой: «чем быстрее я выучу этот проклятый язык (правило, упражнение), тем быстрее эти мучения закончатся». Мрачненько, зато освежает.

%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba17

Если вы учите новый язык, то неминуемо какую-то часть времени проведёте в состоянии слепого беспомощного котёнка, который везде тыкается и понятия не имеет, как надо. Ещё часть времени будете общаться в стиле «моя твоя говорить кагдила». Ещё часть времени будете уставать, выдыхаться и лепить гораздо больше ошибок, чем могли бы. Наконец, последний бастион – общение с носителями и сложные ошибки по незнанию, которые всем кажутся ужасно смешными. Так что, если у вас есть внутренний перфекционист, или внутренний небольшой нарцисс, или внутренний критик, или ещё кто-нибудь столь же внутренний – то персональный ад после каждого такого эпизода всегда будет к вашим услугам.

Идея № 3. Чтобы не слишком мучиться на эту тему, заранее выдайте себе разрешение ошибаться и «лажать» минимум треть от общего времени обучения. А потом поймайте волну и делайте это с кайфом. Находите смешное в своих блужданиях, делитесь ошибками в соцсетях и т.д. Превратите это в отдельную часть процесса, она полезная!

Идея № 4. Также полезно знать, что темпы вашего продвижения будут сокращаться экспоненциально. В начале скорость буквально космическая: месяц – и вы можете поддержать несложный разговор! Вау! А вот потом уже не так быстро. И чем выше уровень знаний, тем медленнее прогресс, а значит — сложнее замечать качественные скачки. Будьте к этому готовы и не ругайте себя, это совершенно нормально.

%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba18

Ох, об этом можно написать отдельную статью. Но попробую изложить коротко. В отечественной педагогической системе при изучении иностранных языков есть несколько, на мой взгляд, психологически вредных установок. Во-первых, ученику, который делает первые пробы нового для себя языка, дается критически мало поддержки (или вообще не даётся нисколько). Во-вторых, упор сделан на знания: грамматику и количество слов, — а не на то, чтобы как можно быстрее начать использовать язык. В-третьих, категорически не приветствуются ошибки. На них указывают, за них снижают оценки и пр. и пр., что формирует типичный психологический блок русского человека: вроде бы что-то знаю, но говорить от ужаса не могу, ведь идеально не получится. А если заговорю, то буду так бояться сделать ошибку, что забуду всё, что знаю. Получается не язык для человека, а человек для языка.

%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba13

Идея № 5. Если вы уже поцарапаны отечественной системой, и боитесь лишний раз открывать рот, найдите кого-то, кто будет поддерживать вас в ошибках. Да, именно так. Активно хвалить за сам факт проб и упражнений, отмечать ошибки как свидетельство прогресса и усердия, а не как промахи. Я бы предложила стать самому себе таким человеком, но это гораздо сложнее, так что можно начать с других.

Идея № 6. Полностью запретите другим людям (особенно — более продвинутым соотечественникам) исправлять вас, когда вы об этом не просите. Например, когда пытаетесь написать что-то на новом языке в фейсбук или сказать вслух. Непрошеные исправления здорово демотивируют (а мотивации ведь и так ноль). Ещё они создают ощущение «ну вот, ничего пока не могу». Зачем оно вам?

%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba19

И снова здесь всё верно. Тот язык, на котором мы думаем, и структуру которого чувствуем интуитивно, в изучении любого другого языка обязательно подложит нам свинью, и не одну. Какие-то правила мы будем запоминать слишком мучительно, потому что с позиции родного языка они нелогичные и вообще антизапоминательные. Какие-то ошибки мы будем делать постоянно, потому что, опять-таки, с позиции родного языка неправильный вариант логичнее. Отдельные новые звуки будут завязывать узлы на том языке, который у нас во рту, потому что он слишком привык к другим звукам, более родным. И так далее.

Идея № 7. В самом начале изучения нового языка найдите список типичных ошибок и трудностей, которые ожидают носителей вашего родного языка. И прицельно следите за тем, чтобы их отлавливать. Кучу времени себе сэкономите!

А есть ли что-то, что вам поможет? Да. Поможет вам…

%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba23

Если вы хотя бы начинали учить любой другой язык, пусть даже и не выучили, пусть не используете – всё равно это бесценно. Любой имеющийся язык даёт возможность легче усвоить грамматическую структуру и словообразование нового языка. Чем больше языков у вас в активе – тем лучше.

Идея № 8. Поищите списки слов и грамматических правил, которые в новом языке похожи на слова того языка, который вы уже учили или знаете. Так легче будет запоминать. Способов запоминания лучше иметь как можно больше, чтобы их можно было менять во время мотивационных кризисов (а они будут постоянно – мы же помним про ноль мотивации).

%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba24

Тут понятно без дополнительных объяснений. Хорошая память, способность концентрировать внимание и прочие прелести дают нам возможность учиться, наращивать словарный запас и запоминать правила и ряды слов. Но есть и другие навыки и умения, которые придут вам на помощь, несмотря на скудные ресурсы и отсутствие мотивации (да, её всё ещё нет, это нужно постоянно помнить).

Идея № 9. Используйте свои сильные места. Например, вы визуал – значит, картинки с написанными словами у вас пойдут лучше аудиозаписей. Или вы лучше обучаетесь, когда кто-то вас проверяет — найдите такого человека. Или вы адреналиновый прокрастинатор, и можете легко запоминать большие объёмы информации в ночь перед дедлайном. Значит, устройте себе контрольную! И т.д.

%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba20

Те, кто им обладает, счастливчики. Языки им даются гораздо легче, потому что для них не проблема различать и воспроизводить звуки нового языка прямо с лёту, как ноты. Им не нужно вникать, как именно требуется во рту повернуть язык и губы (иногда, кажется, даже зубы), чтобы извлечь звук. Кроме того, эти прекрасные люди способны говорить на чужих языках почти без акцента – опять-таки, из-за отличного дара хорошо слышать и точно копировать произношение. В общем, если у вас есть музыкальный слух, то вам, можно сказать, повезло.

Идея № 10. Даже если вам медведь на ухо наступил, не всё потеряно. Рот – это тот же музыкальный инструмент, поэтому, чтобы хорошо говорить, на нём нужно достаточно много «играть». Обеспечьте себе языковую практику, и произношение будет так или иначе подтягиваться само. По тому же принципу, как тело постепенно учится ходить, прыгать, бегать, плавать, водить автомобиль – без специальных усилий.

Идея № 11. Полезно слушать радио или телевизионные передачи на нужном языке, чтобы привыкнуть к его мелодике и ритму, к интонированию и к тому, как он звучит «в потоке». Даже если пока ничего не понимаете. Достаточно буквально 10-15 минут в день.

%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba21

Тут тоже всё ясно. Языковая среда даёт возможность задействовать ту часть мозга, которая сама впитывает новый язык, как губка, буквально из воздуха – с вывесок, обрывков разговоров в транспорте и на улице, из меню в кафе, из газет и журналов и пр. А мы помним, что способов запоминания и обучения нам нужно много, у нас же, да-да, всё ещё ноль мотивации.

Так вот, если у вас есть возможность побыть в языковой среде или даже переехать, используйте сразу несколько приёмов и идей.

Идея № 12. Если идёте в кафе, в учреждение или любое другое место, где с вами будет общаться сотрудник – попроситесь к стажёру. Он на вас попрактикуется и будет в восторге, вы на нём попрактикуетесь, и будете в восторге.

Идея № 13. Добавляйте в свою «копилку» любой неизвестный кусочек нового языка – вывеску, услышанное или встреченное в газете слово, обращение к собаке на улице и т.д. Запоминайте его, записывайте, дома уточняйте в словаре и старайтесь привязать к другим знакомым словам. Представьте, что вы собираете большой-большой паззл, и каждый маленький кусочек (слово, фраза) уменьшает оставшийся объём. Да, паззл собирается неравномерно – но накопленный эффект никуда не денется, и когда-нибудь пригодится именно это случайное слово.

%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba14

Идея № 14. Найдите возможность общаться и играть с детьми-носителями языка. Это очень полезно всем. Вам – потому что дети терпеливы и нетребовательны к вашей речи, а ещё могут подсказать нужное слово или выражение — это ведь их родной язык. Детям полезно – потому что взрослый, который общается на чужом языке, делает это медленнее, проще, и даёт ребёнку гораздо больше пространства в контакте, чем взрослый носитель того же языка.

Идея № 15. Для чтения берите детские книжки и журналы. Там мало слов, простые предложения и в целом небольшие, доступные тексты. Если вы уже продвинулись дальше детской литературы, возьмите сегмент для подростков. Потом можно задействовать жёлтую прессу или глянцевые журналы для взрослых, там тоже, как правило, нет сложных литературных оборотов.

%d1%8f%d0%b7%d1%8b%d0%ba22

Это очень важный пункт. Нужно помогать самим себе так, как только возможно, в том числе – постоянно придумывая новые способы что-то выучить или запомнить (про ноль мотивации надо напоминать?).

Вот, например, мои креативные способы:

Идея № 16. Автоматизация рядов слов на шаги и ступеньки по лестнице. В любом новом языке есть много того, что неплохо бы знать на уровне «отлетает от зубов», потому что это нужно постоянно. Числительные, дни недели, месяцы, времена года, цвета и т.д. Пока мы куда-то идём (а мы много куда обычно ходим), есть время их отработать. Это можно делать и молча, и вслух. Каждый шаг или ступенька – слово, следующий шаг или ступенька – следующее слово в ряду. В начале будет получаться только со шпаргалкой и темп удержать не получится, но постепенно вы выучите всё это очень хорошо и будете выдавать быстро. Если все ряды автоматизированы, попробуйте порядковые числительные. Бодрит!

Идея № 17. Многократное повторение часто употребляемых фраз и слов. Это приветствие и прощание, спасибо и пожалуйста, фразы вроде «как дела? – хорошо», и т.д. Если каждую из них вы повторите хотя бы 100 раз, то будете произносить и интонировать безупречно, на уровне носителей.

Идея № 18. Письменные практики. Много писать очень важно – не только из-за того, что так легче запомнить. Нет, это ещё помогает наполнить грамматическую базу и словарь. Я встречала рекомендацию посвящать письменным упражнениям до 50% всего времени, которое вы тратите на новый язык. Так вот, сама идея для того, чтобы «расписаться»: берёте любой глагол, пишете его как минимум в трёх временах (настоящее, прошедшее, будущее). А потом с каждым из трёх получившихся слов нужно придумать по 5 разных предложений. Вначале предложения будут примитивные вроде «трава растёт быстро». Будете постоянно пользоваться словарём, но потом раскачаетесь и дело пойдёт легче. Здорово, если кому-то можно будет давать эти ряды предложений на проверку.

Идея № 19. Шутки. Как можно раньше начните шутить на новом языке, или, по крайней мере, читать шутки и анекдоты – в газетах, интернете и пр. Это отличный способ обучаться не напрямую, а в попытках понять юмор и игру слов. Кроме того, смех формирует связку «слово-эмоция», что задействует альтернативные механизмы памяти (а мы уже хорошо запомнили, что их нужно как можно больше, ведь мотивации-то ноль).

Идея № 20. Эмоциональные связи. Подойдут любые способы изучать язык, где они (эмоции) есть! Смешные или жутковатые мнемонические приёмы, ассоциации, детские стихи и считалки, сказки, эссе на важные для вас темы, соцсети ваших кумиров и т.д. Скажем, для меня существенный прорыв в языке наступил после месяца подписки на страничку обычной фермы под Прагой. Новости о ягодах, овощах, овечках и прочей сельской милоте запоминались очень прочно, а общение таких же расслабленных подписчиков в комментариях закрепляло материал. Найдите свою ферму! 🙂

Кстати, а какие у вас есть креативные способы учить язык? Пишите, буду добавлять в список.

Кстати-2, это уже почти конец статьи. Осталось несколько идей, которые не подходят по смыслу к вышеперечисленным пунктам, поэтому лучше я просто дам их отдельным списком, а вы уж разберётесь, что к чему.

Идея № 21. Здорово, если у вас будет тандем-партнёр, носитель желаемого языка, для обмена знаниями. Вы ему – русский, он вам – свой. Можно разговаривать, проверять письменные упражнения друг у друга и так далее. Сайтов, предлагающих поиск таких партнёров, сейчас полно.

Идея № 22. Переведите интерфейс всех программ и устройств, которыми пользуетесь, на изучаемый язык. Главным образом, телефон и компьютер. Вначале будет тяжеловато, зато буквально через пару недель окажется, что вы выучили сразу 40-50 новых слов! К этому же способу относится наклеивание стикеров с названиями на все предметы, которые есть в доме. Примерно +100 слов.

Идея № 23. Подпишитесь на твиттеры и блоги интересных вам людей, которые пишут на нужном языке. Пытайтесь общаться там в комментариях.

Идея № 24. Составляйте списки родственных слов в изучаемом языке – тех, которые имеют понятный вам корень и в русском (например, из латинского: автомобиль, проект, цикл и т.д.). Так можно запоминать целые группы слов.

Идея № 25. Сериалы, фильмы и ролики на Ютубе. Начинать лучше с озвучки на родном языке и субтитров на изучаемом (если есть возможность), чтобы не перегружать мозг.

Идея № 26. Приложений для планшета и телефона, а также сайтов, помогающих изучать иностранные языки – море. Обязательно пользуйтесь ими, некоторые не просто облегчают жизнь, но и помогают сделать качественный скачок. Есть, например, приложение для запоминания новых слов, в котором перевод слова нужно выбирать из нескольких вариантов; есть сайты с основными правилами грамматики и т.д.

Идея № 27. Люди. Они добрые и им, в целом, нравится, когда кто-то учит их язык. Пожалуйста, не стесняйтесь заговаривать с людьми и спрашивать, если что-то непонятно или неизвестно. Помните про то, что вам нужен опыт поддержки в первых пробах. 1-2 вопроса по языку в неделю вообще никого не раздражают, так что, если у вас есть хотя бы 3-4 знакомых носителя изучаемого языка, то вы с помощью коротких диалогов с ними уже будете существенно продвигаться.

Идея № 28. … Напишите свою идею или пришлите мне на почту! Буду добавлять в список. Поможем другим!

Вот, теперь и совсем всё.

Напоследок хочу сказать, что даже если у вас стартовые условия совсем другие, если есть буквально все помехи из списка и почти нет того, что бы помогло, если перечисленные идеи кажутся неподходящими — подождите расстраиваться. Люди-то разные. И вполне вероятно, что всё-таки вы сможете выучить язык, просто конкретные способы и идеи у вас будут, наверное, свои. И вы потом напишете другую статью. Главное, не забудьте прислать ссылку – я как раз начинаю учить испанский. 🙂