Давно хотела написать о неочевидных признаках тревоги у детей. Дело в том, что есть как бы верхний слой симптомов – страхи, беспокойство, стеснительность и т.д. Их легко заметить и интерпретировать, в т.ч. родителю. И есть определённые признаки, которые сами по себе не наводят на мысли о тревоге. Но они тоже про тревогу. Какая связь? Исследования показывают, что есть признаки общей повышенной чувствительности, лабильной нервной системы и возбудимого типа темперамента у ребёнка, которые статистически часто связаны с тревожностью. Такая вот сложная система. Так что эти признаки важно знать, потому что чем раньше тревожность будет распознана, тем легче её скорректировать.
Итак, неочевидные признаки детской тревожности:
1. Переборчивость в еде.
Многие дети привередливы, многие дети не хотят есть определённую еду. Но тревожные дети выводят это на новый уровень. Гораздо легче сказать, что они едят, чем что они не едят (достаточно типично для тревожного ребёнка есть всего 4-5 продуктов). Их может вырвать, если что-то из «несъедобного» случайно окажется в их еде или на столе. Они почти никогда не пробуют новое. Они придирчивы к текстуре еды, могут не есть «свой» продукт, если он «неправильно» приготовлен. Могут вообще отказаться есть, если какой-то «не тот» продукт коснулся их тарелки, или даже просто присутствует по соседству (пахнет, его видно, ест родитель и т.д.).
2. Много требований и претензий к одежде.
Примерно то же, что и с едой. То колет, это натирает. Это не подходит под то. Какой-то предмет одежды тревожные дети отказываются носить вообще, даже если это чревато перегреванием или замерзанием. Изобретают сложные схемы одевания и раздевания, сочетания вещей.
Намертво прикипают к каким-то вещам и отказываются их менять, даже если уже невозможно носить (потому что это единственная вещь, которая мало беспокоит при носке). Могут впасть в истерику из-за любой проблемы с одеждой или обувью (очень типичны постоянные слёзы и скандалы во время сборов в сад или школу).
3. Острая реакция на резкие звуки и вообще на шум.
Сильно вздрагивают, пугаются или начинают плакать от любого резкого, громкого или неожиданного звука, даже если он относительно привычен для окружающей среды (например, сигнал от какого-то бытового прибора). Отказываются ходить туда, где уровень громкости или шума больше привычного (цирки, театры, кино, многолюдные места и пр.). Зажимают уши, если предполагается какое-то повышение громкости и нельзя убежать.
4. Приверженность распорядку дня, рутинам и ритуалам.
Опять же, у многих детей есть тяга к структуре и рутинам, но тревожный ребёнок буквально не может без этого жить. Ему нужно точно знать, что будет дальше, что следует за чем. Типичны истерики при малейшем случайном отклонении от плана действий (например, мама нажала кнопку лифта вместо ребёнка). Требуют использования одних и тех же предметов, одним и тем же способом снова и снова. Как правило, есть чёткая последовательность действий перед сном. Могут требовать от родителей всё начать заново и «сделать как надо», если что-то в середине пошло не так.
5. Нетерпимость к грязи на себе.
Требуют смены одежды, душа или по крайней мере мытья рук при малейшем загрязнении. Избегают игр и видов активности, связанных с риском испачкаться. Могут впадать в истерику, если случайно сильно испачкались и нет возможности прямо сейчас помыться и переодеться. Постоянно хотят мыть руки, даже если видимой грязи нет.
6. Проблемы с тем, чтобы оставаться одному или даже просто не видеть родителя какое-то время.
«Липкость» в контакте, как дома, так и в обществе других людей. Типично следование за родителем из комнаты в комнату, попытки присутствовать и в туалете и плач/истерика, если это не разрешается. Паника при потере родителя из виду даже на несколько секунд и в безопасных условиях (дома). Дети буквально физически цепляются за родителей и висят на них, будучи в гостях или в новой обстановке, независимо от возраста.
7. Сложности с завязыванием отношений.
Тревожные дети очень медленно сближаются с кем-либо и им нужно много времени, чтобы начать доверять. Из-за этого у них может почти не быть друзей в классе или группе. На днях рождения или совместных мероприятиях они предпочитают виснуть на родителях или забиваться в угол, даже если им что-то интересно. Могут агрессивно реагировать на настойчивые попытки других детей с ними поиграть или поговорить.
8. Селективный мутизм.
Есть немало исследований о связи селективного мутизма и тревоги (вплоть до гипотезы о 90% вероятности тревожного расстройства при таком симптоме). В общем виде селективный мутизм – это периодическая невозможность говорить. Как правило, это происходит в совершенно определённых ситуациях (школа, другие дети и пр.). Иногда дети могут шептать или изъясняться жестами и знаками вместо речи, иногда вообще ничего не могут и «замораживаются».
9. Что-то со сном.
Тревожные дети редко спят нормально. Может быть что угодно – ночные кошмары, постоянные пробуждения с приходом к родителям, большие сложности с засыпанием, страх темноты, невозможность спать одному в кроватке или в комнате, энурез и пр. Но что-то обязательно будет, потому что тревога сильно влияет на нейрохимию и физиологию сна.
У тревожного ребёнка могут быть все эти пункты, а может быть всего пара из них, потому что тревога проявляется у всех индивидуально, в разные сроки и с разным набором симптомов. Важно, что это должны быть не единичные эпизоды, а что-то характерное для ребёнка, повторяющееся.
Что делать, если есть основания подозревать повышенную тревожность? Имеет смысл проверить остальных членов семьи на тревожность (часто есть социальные или генетические факторы). Можно обращаться к детскому психологу. Обязательно нужно читать литературу по детской тревожности для родителей. Хорошо бы также искать группы поддержки. И очень важно внедрять в жизнь практики для снижения тревожности – для детей и взрослых. Иногда бывает нужна медикаментозная коррекция тревоги.