Многие люди воспринимают психотерапию и терапевтов через призму законов рынка, и ведут себя соответственно. Неминуемо возникают конфликты, основанные на несовпадении ожиданий. Общий вектор обычно бывает примерно такой:
— А почему бы терапевту ещё раз не ответить на мои вопросы обо всём, что он уже написал на сайте? Почему бы не посчитать для меня стоимость встречи в моей валюте? Почему бы не вести со мной диалог там, где удобно мне и тогда, когда удобно мне? Зачем мне утруждаться и искать что-то на сайте, в Гугле и т.д.? Это терапевту ведь нужно продать мне свои услуги, вот и пусть рассказывает по десять раз в день. Небось, не переломится!
Хочу внести ясность, основываясь на опыте не только личном, но и пары десятков коллег (именно об этом пока ещё не написано научных статей с доказательной базой, так что коллективный опыт – наш единственный источник).
Так вот.
В психотерапии не работают законы и феномены рыночной торговли («услуга», «обслуживание», «продать», «реклама» и пр.), как бы ни хотелось многим людям думать обратное. По всему выходит, что психотерапия (и любая другая терапия, кстати) – это не простая услуга, это помощь, хоть у неё и есть определённые свойства услуги.
Психотерапевт не продаёт сервис или результат, он продаёт время, помноженное на мастерство.
Фактически, клиенты (или страховая компания, или клиника) оплачивают терапевту определённый процент его жизненных потребностей, чтобы он об этом больше не беспокоился, и мог обратить всё своё внимание, опыт и искусство на то, чтобы на 100% быть с конкретным клиентом, помогая ему. Как правило, размер получившейся помощи не очень-то поддаётся измерению деньгами, даже если точно известно, сколько их заплачено и когда. Поэтому всё, что возникает в процессе терапии – включая результаты, жизненные изменения, решение проблем, терапевтические отношения, тепло, близость и пр. – это не покупка по чеку, а бонусная надстройка, возникшая из желания двух людей встретиться. У хорошего, проработанного, мастеровитого терапевта такая надстройка является скорее правилом, чем исключением – что позволяет людям приходить именно за ней и платить, заранее ещё точно не зная, выйдет ли что-нибудь.
Понятно, что никакой маркетинг и законы рынка к этой надстройке совершенно неприменимы, хотя и очень хочется применить, «прижать к ногтю».
Возвращаясь к теме «А почему бы терапевту не…?».
Годы и тысячи часов консультирования безжалостно показывают, что человек, рассматривающий оплату сессии в рыночном ключе и требующий от терапевта полного обслуживания в самом начале первого контакта, с точно такой же позицией и придёт потом в терапию. И будет ждать полного обслуживания там, потому что «уплочено». А терапия так не работает, там нужны сочетанные усилия двоих. Если один из двоих считает, что он уже внёс 100% своего вклада в работу деньгами, а дальше пусть второй вокруг прыгает – терапия не сложится. С годами такие заходы начинают чувствоваться «на подлёте», и происходит отсев. Чтобы не попасть в такой отсев по незнанию – имеет смысл подумать и, возможно, пересмотреть кое-что с учётом написанного выше.
Есть одно исключение.
Иногда ожидание обслуживания является частью запроса или проблемы клиента. Терапевты, которые работают с такими проблемами и с таким спектром нарушений, как правило, уже умеют это учитывать и относятся к такому поведению с пониманием. Есть определённые способы отличить таких клиентов от остальных, и дать им то, чего они сами взять не могут. Почти во всех других случаях (их подавляющее большинство) – это не «не могут», а «не хотят», т.е. самое обычное желание сервиса, выраженное как жизненная позиция «я деньги плачу, поэтому мне все должны».
Всё это не значит, что хороший терапевт забрался такой на отвесную скалу и там сидит, принимая только тех, кто смог к нему залезть. А кто не смог – идите нафиг, слабаки. Ну нет, конечно. Это значит только то, что обслуживание и поддержка потенциальных клиентов происходят в тех пределах, в которых они действительно нужны, и не больше. Достаточно тонкий момент, каждый профессионал выбирает эту точку баланса сам/а. Кто-то будет вам объяснять всё, включая номера трамваев, на которых вы можете доехать до офиса, — а кто-то не будет повторять уже написанное на сайте, а просто даст вам ссылку. А кто-то третий вообще не станет отвечать на письмо «нужна консультация срочно позвоните света». Психологические центры, собственно, даже нанимают специальных людей, чтобы они всё это разгребали и предоставляли сервис.
И все они — правы.
Безусловно, это лишь частное мнение, и вы вольны с ним не соглашаться, не учитывать его и гнуть свою линию. Не забудьте только про одну важную вещь: от того, как вы ищете, сильно зависит, кого вы найдёте.
Достаточно востребованные терапевты почти не занимаются обслуживанием. От них можно ожидать ответов на естественно возникающие вопросы и минимально необходимой информации для встречи, и всё. Это вызвано и занятостью, и пониманием, что нянчиться не терапевтично, и желанием работать с достаточно мотивированными людьми.
Недостаточно занятые или очень добрые терапевты, конечно, могут начать отвечать абсолютно на все ваши вопросы, пересказывать уже имеющуюся на сайте информацию, пересчитывать за вас курс валюты, узнавать часы работы банка, считать разницу часовых поясов, кормить вас грудью и проч. и проч. Они, в общем-то, не опасны, с большинством из них всё в порядке.
Но есть ещё и третья категория – те, кто действует жёстко по законам рынка, впаривая, продавая и облизывая потенциального клиента сколько тому вздумается, потому что иными способами их терапию не продвинуть, она нежизнеспособна сама по себе. Среди них обязательно есть не только пустозвоны, но и вредители. Увы.
В современной терапии по интернету «рыночный» подход стал очень популярен, и со стороны «продавцов», и со стороны «покупателей». Конечно, виртуальная среда сильно влияет, но и мотивов для подобной достройки стало вокруг много. Со стороны клиентов, например, «рыночность» терапии — это один из понятных способов управления и контроля, в условиях, когда этих способов остро не хватает. Так что какое-то время мы ещё с этой путаницей проплаваем.